• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экологическое право

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к вариативной части блока дисциплин по выбору подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Административное право», «Гражданское право», «Уголовное право», «Трудовое право», «Международное право», «Гражданское процессуальное право», «Земельное право». В результате изучения дисциплины студенты должны знать основы профильно-прикладных знаний; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления; специальные знания, связанные с областью будущей профессиональной деятельности; о сущности, понятии и системе экологического права, состав экологических правоотношений; об истории становления экологического права в России и на международном уровне; об основных понятиях и принципах экологического права; источники экологического права; объекты экологических правоотношений; правовые формы использования природных ресурсов; сущность организационно-правового механизма охраны окружающей среды; сущность экономико-правового механизмы охраны окружающей среды; особенности правового режима отдельных видов природных ресурсов; сущность международно-правового механизма охраны окружающей среды. Уметь выделять юридическую ситуацию, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; определять юридические противоречия и проблемную ситуацию; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; применять современные информационные технологии для поиска обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; применять правоприменительную и судебную практику при решении конкретных юридических ситуаций; внедрять управленческие решения; самостоятельно разрешать практические ситуации, складывающиеся в области правоотношений, регулирующих вопросы природопользования и охраны окружающей среды. Иметь навыки сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующей сфере профессиональной деятельности (методами сбора первичной информации, методами обработки эмпирической информации, методами обобщения и анализа данных); пользования методами и средствами поиска, систематизации и обработки правовой информации; использовать юридическую терминологию; работы с правовыми актами. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • подготовка квалифицированных юристов, владеющих знаниями в области охраны окружающей среды и природопользования, твердо усвоивших принципы экологического права, положения законодательства и умеющих применять его в практической деятельности;
  • формирование у обучающихся эколого-правового мировоззрения, общеправовой ориентировки, эколого-правовой культуры, способности принимать обоснованные, юридически грамотные решения в практической деятельности, направленной на защиту природной среды, а также бережного расходования естественных ресурсов государства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает основные положения каждого из элементов организационно-правового механизма окружающей среды: - экологическое нормирование; - экологическое лицензирование; - ОВОС; - экологическая экспертиза; - экологический мониторинг; - экологический аудит; - экологический надзор (контроль); - информационное обеспечение охраны окружающей среды
  • Знает о принципах системы платы за пользование природными ресурсами и установления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Знает практику судов высших инстанций в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
  • Знает общепризнанные нормы и принципы международного права в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Имеет представление об особенностях экологических отношений в некоторых зарубежных странах (СНГ, стран Западной Европы, США, стран Азии) Ориентируется в тенденциях развития земельного права в России и актуальных проблемах реализации земельных норм.
  • Знает особенности регулирования отношений в области охраны и рационального использования различных видов природных ресурсов: - земель - лесов - вод - недр - атмосферного воздуха - озонового слоя - озера Байкал - животного мира и т.д.
  • Знает понятие и элементный состав организационно-правового механизма окружающей среды. Владеет информацией об организации государственного и муниципального управления в сфере природоресурсных и природоохранных отношений.
  • Знает понятие ответственности в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Знает виды экологических правонарушений/преступлений. Ориентируется в составах экологических правонарушений/преступлений. Понимает принципы возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Знает понятие и виды экологического вреда. Умеет определять степень возмещения убытков, экологического вреда, и компенсации за восстановление нарушенного состояния.
  • Знает правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов. Имеет представление о способах и методах правовой охраны окружающей среды городах и других населенных пунктах. Понимает основания для введения режима зон экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций.
  • Знает роль и место судебной и арбитражной практики в разрешении экологических споров. Знает порядок привлечения к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.
  • Знает формы собственности на природные ресурсы по российскому законодательству. Знает основания возникновения, изменения и прекращения прав на природные ресурсы. Владеет способами защиты прав на природные ресурсы. Знает основные способы защиты, сроки и формы. Имеет представление о судебных способах защиты.
  • Имеет представление о взаимосвязи норм экологического права с конституционным, земельным, административным, градостроительным отраслями права. Понимает состав экологических правоотношений, основания их возникновения. Знает практику судов высших инстанций в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
  • Имеет представление о концепции устойчивого развития и основных международных документах в области охраны окружающей среды. Знает конституционные основы экологических норм, конституционный статус личности. Знает практику Конституционного Суда РФ по вопросам охраны окружающей среды, обеспечения безопасности, охраны и рационального использования природных ресурсов.
  • Имеет представление о способах формирования экологической культуры. Знаком с программами экологического просвещения граждан в области охраны окружающей среды.
  • Ориентируется в особенностях гражданского и арбитражного судопроизводства по защите экологических прав граждан и юридических лиц и субъектов предпринимательства в части ответственности за нарушения права природопользования. Знает практику судов высших инстанций в части защиты прав на природные ресурсы.
  • Понимает предмет экологического права и знает соотношение с другими смежными отраслями права. Знает суть метода экологизации и соотношение частного и публичного методов в экологическом праве. Знает иерархию источников экологического права, их действие в пространстве, времени и по кругу лиц, а также особенности их соотношения друг с другом. Знает основные положения Экологического кодекса Санкт-Петербурга.
  • Понимает сущность экономико-правового механизма охраны окружающей среды. Знает систему методов экономико-правового регулирования в области охраны окружающей среды. Умеет составлять договоры на объекты природопользования. Имеет представление об основных федеральных и целевых программах в области охраны окружающей среды.
  • Умеет применять таксы и методики исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Знает специфику и порядок возмещения экологического вреда. Знает основания для подачи исков о компенсации вреда окружающей среде, возмещении вреда здоровью и имуществу граждан в результате нарушения экологического законодательства.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Конституционные основы экологического права. Государственная политика в области экологии. Концепция устойчивого развития. Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду. Экологические права и обязанности
  • Понятие, предмет, методы и принципы экологического права. Источники и система экологического права. Соотношение с другими отраслями российского права
  • Организационно-правовой механизм охраны окружающей среды
  • Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды
  • Право собственности на природные ресурсы. Правовые формы использования природных ресурсов
  • Экологическая культура и экологическое мировоззрение
  • Ответственность за экологические правонарушения
  • Правовое регулирование отношений в области охраны и рационального использования природных ресурсов: земель, вод, недр, лесов, животного мира, атмосферного воздуха и озонового слоя
  • Международно-правовой механизм охраны окружающей среды. Правовая охрана окружающей среды в зарубежных странах
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
    Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине. Поскольку работа на семинарских занятиях предполагает активное участие студента непосредственно при проведении занятий, пересдача данного вида текущего контроля невозможна.
  • неблокирующий участие в коллоквиуме в виде презентации (творческое задание)
    Каждая группа (4-7 студентов) подготавливает материал для сравнения в табличной форме и последующего обсуждения на коллоквиуме особенностей правового режима отдельных видов природных ресурсов или правового регулирования отдельных видов деятельности, связанных с экологическими правоотношениями. Коллоквиум проводится в форме презентаций во второй половине 3 модуля, на одном из последних семинарских занятий. О дате проведения коллоквиума студентам сообщается в начале модуля, на первом-втором занятии. При подготовке к коллоквиуму группа делится на несколько подгрупп (по количеству видов природных ресурсов и отдельных видов деятельности, связанных с экологическими правоотношениями). Целью проведения коллоквиума является проведение сравнительного анализа правового режима отдельных видов природных ресурсов или правового регулирования отдельных видов деятельности, связанных с экологическими правоотношениями, в виде представляемой группой студентов презентации по заранее предложенной преподавателем схеме (перечню вопросов - критериям) и дополнительных материалов (в виде текстовой информации). По представлению презентации каждой подгруппой предполагается обсуждение с вопросами со стороны других участников подгрупп и преподавателя. Содержательно коллоквиум охватывает Особенную часть курса экологического права (тема 8). В ходе подготовки презентации студентам разрешается использовать любые источники. Ссылки на судебные акты обязательны (с целью иллюстрации реализации норм, регулирующих ту или иную сферу природопользования). Презентация должна представлять собой краткую, исчерпывающую информацию наиболее значительных характеристик правового режима отдельных видов природных ресурсов или правового регулирования отдельных видов деятельности, связанных с экологическими правоотношениями, статистические данные, особенности режима использования, проблемы реализации экологических норм гражданами и юридическими лицами с учетом соблюдения требований правового режима, примеры судебной практики. Требования к презентации: 1) Структурированность: количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 15-минутного выступления рекомендуется использовать не более 20 слайдов), наличие титульного слайда и слайда с выводами и источниками; 2) Наглядность: иллюстрации хорошего качества, с четким изображением, текст легко читается (шрифт достаточно крупный), используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.); 3) Дизайн и настройка: оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания, для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления; 4) Содержание презентации: презентация отражает основные этапы исследования (по заданным критериям), содержит полную, понятную информацию по теме работы, присутствует орфографическая и пунктуационная грамотность; 5) Требования к выступлению: выступающий (-ие) свободно владеет (-ют) содержанием, ясно и грамотно излагает (-ют) материал, свободно и корректно отвечает (-ют) на вопросы и замечания аудитории, укладывается (-ются) в рамки регламента (15 минут). Иллюстративно видеопрезентация должна быть понятной, не перенасыщенной излишними «украшениями», носить «деловой характер» с учебными целями. Информация в виде дополнительных материалов подготавливается студентами в письменном виде (печатном и электронном вариантах) с возможностью обмена в качестве раздаточного материла на коллоквиуме для последующего обсуждения, а также возможности подачи ее для наглядного восприятия с помощью видеопрезентации в виде табличной формы. Оценивание работы всей группы проводится преподавателем по результатам представленной презентации и дополнительных материалов (в виде текстовой информации) к ней. Внутри группы оценивание проводится коллективно. Общее максимальное количество баллов каждому студенту за подготовку и представление презентации может составить максимально до 5 баллов (с учетом коэффициента 0,4 в формуле результирующей оценки – м
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины, по окончании 3 модуля в дату, определённую расписанием сессии. На экзамене осуществляется проверка знаний, полученных студентами при изучении всего курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационное задание состоит из 2-х заданий (каждое из заданий оценивается в 5 баллов максимально). Первое задание носит теоретический характер (необходимо провести сравнительный анализ, объяснить суть явления, правового института, понятия, процесса, процедуры, оценить правовое явление, обосновать свою точку зрения и т.д. Ответ по этой части задания должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором). Максимальное количество баллов за первое задание составляет 5 баллов. Второе задание – носит практический характер (решить юридический казус). Ссылка на конкретные нормы статей нормативно-правовых актов не обязательна, важно правильно выбрать направление для разрешения юридической проблемы. Максимальное количество баллов за второе задание составляет 5 баллов. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Особое внимание при оценивании на экзамене уделяется полноте знаний студента, способности студента юридически оценивать правовое явление, сформулировать и обосновать юридическую ситуацию, показать пути разрешения, обосновав их правовыми нормами.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    Орез = Опр (максимум 1 балл) + 0,2 * Отз + 0,7 * Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Боголюбов С. А., Позднякова Е. А. - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 429с. - ISBN: 978-5-534-08731-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravovye-osnovy-prirodopolzovaniya-i-ohrany-okruzhayuschey-sredy-432961
  • Экологическое право: Учебник / О.И.Крассов, 4-е изд., пересмотр. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 528 с.: - (Для юридических вузов и факультетов) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/978549

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Чаркин С. А. - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 344с. - ISBN: 978-5-534-04960-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ekologicheskoe-pravo-rossii-431157
  • Волков А. М., Лютягина Е. А. ; Под общ. ред. Волкова А.М. - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 317с. - ISBN: 978-5-534-04528-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/pravovye-osnovy-prirodopolzovaniya-i-ohrany-okruzhayuschey-sredy-436464