• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уголовно-процессуальное доказывание

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Уголовно-процессуальное доказывание " предназначена для студентов ОП "Юриспруденция". В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: - основные понятия предмета и системы учебной дисциплины; - проблемы возникающие при осуществлении доказывания в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, предложения по устранению недостатков законодательства и правоприменительной практики, органов дознания, следствия, прокуратуры, адвокатуры и суда 2) уметь: - логично, последовательно, аргументировано отвечать на вопросы в объеме тематического содержания дисциплины; - адекватно толковать правовые нормы, посвященные вопросам уголовно- процессуального доказывания; - применять закон для решения конфликтных ситуаций в сфере правоохранительной деятельности; - находить информацию по вопросам совершенствования доказательственной деятельности. 3) обладать навыками: - анализа институтов российского доказательственного права; - сравнения институтов доказательственного права в уголовном и гражданском процессах России; - самостоятельного решения спорных вопросов доказательственной деятельности; - работы с нормативно-правовыми актами, научной литературой и аналитическими материалами. Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. "Юриспруденция" (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам "Уголовное право", "Уголовно-процессуальное право".
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов прочных знаний по проблемным вопросам, содержание доказывания и правоприменительной практики и ее осуществления
  • формирование способности применять нормативные правовые акты, реализовать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
  • формирование способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства
  • формирование способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает сущность и задачи уголовно-процессуального доказывания. Понимает иерархию источников доказательственного права. Знает основные теории доказательств. Понимает связь теории доказательств с науками уголовного права, криминологии, гражданского процесса
  • Понимает цель доказывания. Соотносит понятия "истина", "достоверность", "обоснованность". Умеет раскрыть содержание истины в уголовном процессе, в том числе относительной и абсолютной. Понимает роль практики в установлении объективной истины.
  • Раскрывает понятие предмет доказывания. Знает определение предмет доказывания и предмет познания. Понимает обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, структуру предмета доказывания, обстоятельства, составляющие основание для обвинения и осуждения, для выбора вида наказания и определения его размера либо для освобождения виновного от наказания, а также основания для реабилитации.
  • Знает понятие доказательств. Раскрывает содержание и форму доказательства, сущность сведений (фактических данных). Понимает, что понимается под относимостью доказательств, допустимостью. Знает классификацию доказательств.
  • Знает понятие и содержание процесса доказывания, элементы и этапы доказывания. Понимает сущность и способы собирания доказательств. Знает процессуальные действия как способы получения и закрепления доказательств. Знает основные правила оценки доказательств, пределы уголовно-процессуального доказывания.
  • Знает понятие и классификацию субъектов доказывания, дает им характеристику. Понимает, что такое бремя доказывания и роль суда в доказывании. Знает, что такое презумпция невиновности и ее значение в доказывании.
  • Понимает, что такое показания подозреваемого, их предмет и особенности оценки. Знает сущность и значение показаний обвиняемого.
  • Понимает, что такое показания подозреваемого. Знает сущность и значение показаний свидетеля. Понимает, что такое свидетельский иммунитет.
  • Понимает сущность и значение заключения эксперта, процессуальное положение эксперта. Знает предмет заключения эксперта, процессуальные гарантии полноты и достоверности заключения эксперта. Понимает сущность заключения и показаний специалиста.
  • Понимает сущность и значение вещественных доказательств. Знает виды вещественных доказательств, как оцениваются они.
  • Знает понятие протоколов следственных и судебных действий. Понимает процессуальные гарантии их полноты и достоверности. Знает понятие и виды документов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Уголовно-процессуальное доказывание, доказательственное право и теория доказательств.
  • Тема 2. Объективная истина в уголовном процессе
  • Тема 3. Предмет доказывания
  • Тема 4. Доказательства
  • Тема 5. Процесс доказывания
  • Тема 6. Субъекты доказывания
  • Тема 7. Показания подозреваемого и обвиняемого.
  • Тема 8. Показания потерпевшего и свидетеля
  • Тема 9. Заключение и показания эксперта и специалиста
  • Тема 10. Вещественные доказательства
  • Тема 11. Протоколы следственных действий и судебных действий и иные документы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Максимальное количество баллов – 10. Оценивается работа студента во время семинарских занятий (выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы и т.п). Темы семинаров соответствуют тематическими разделами курса. Для получения дополнительного балла предполагается, что студенты будут принимать участие в работе и дискуссиях на всех предусмотренных программой семинарских занятиях, ответы и реплики будут содержательными, аргументированными и основываться на лекционном курсе и материалах, размещённых в системе LMS для подготовки к семинарским занятиям.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Целью проведения контрольной работы является проверка усвоения студентами определенного теоретического материала и умение применить его при анализе правовых актов, решении конкретных спорных ситуаций. Контрольная работа состоит из письменного задания, позволяющих определить знание и понимание дисциплины "Уголовно-процессуальное доказывание", разъяснений высших судебных инстанций, судебных инстанций, содержащихся в постановлениях пленумов, информационных письмах и т.п. Контрольная работа проводится в письменной форме во второй половине 1 модуля. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Целью проведения контрольной работы является проверка умения студентов применять теоретические знания по определенным темам к практическим ситуациям. Содержательно задание контрольной работы может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были проведены семинарские занятия. В ходе выполнения работы студентам разрешается использовать УПК РФ (без комментариев и содержательных пометок). По усмотрению преподавателя, проводящего и проверяющего контрольную, студентам может быть разрешено использование иных источников. Совместное использование двумя или более студентами одного УПК РФ или иного источника информации запрещается и приравнивается к наличию запрещённых источников информации. Контрольная работа состоит из одного задания, которое представляет собой решение задачи (казуса). Максимальное количество баллов – 5. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание содержания источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. На написание контрольной работы отводится 25 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в рамках курса "Уголовно-процессуальное доказывание" проводится в первом модуле в письменной форме. Целью проведения экзамена является проверка знаний в рамках изученной дисциплины. Проведение экзамена включает в себя письменное выполнение студентом двух заданий: ответ на один теоретический вопрос и решение одной задачи по тематике дисциплины. Конкретная тематика вопросов определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Решение вопросов в обязательном порядке предполагает использование студентом глубоких теоретических знаний по предмету. Каждый студент должен самостоятельно в течение 80 минут изложить в письменном виде решение двух вопросов, аргументировав свой ответ. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, полноте и логической выверенности аргументации и, во-вторых, правильному и полному решению задач, в-третьих, наличию / отсутствию фактических ошибок. Ответ к решению задачи должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. При выполнении указанных элементов контроля студентам разрешается пользоваться лишь теми правовыми актами, перечень которых был заранее определен преподавателем в зависимости от тематики предлагаемых заданий. В ходе выполнения письменной экзаменационной работы студентам не разрешается пользоваться литературой, правовыми актами, не входящими в заявленный преподавателем перечень, конспектами, персональными компьютерами, планшетами, смартфонами и другими вспомогательными средствами в отсутствие специального указания преподавателя. Преподаватель, осуществляющий проверку экзаменационных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения экзамена, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    Орез = 0,2 * Осем + 0,3 * Окр + 0,5 * Оэкз Орез – результирующая оценка; Осем – общая оценка за работу на семинарских занятиях (максимум 10 баллов); Окр – оценка за контрольную работу (максимум 10 баллов); Оэкз – оценка за экзамен (максимум 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Белкин, А. Р.  Теория доказывания в уголовном судопроизводстве в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / А. Р. Белкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07405-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472445 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Владимиров, Л. Е. Учение об уголовных доказательствах / Л. Е. Владимиров. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 462 с. — ISBN 978-5-507-39602-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/50356 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лазарева, В. А.  Доказывание в уголовном процессе : учебник для вузов / В. А. Лазарева. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 263 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07326-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468376 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Курс уголовного процесса : учебное пособие / под редакцией Л. В. Головко. — 2-е изд., испр. — Москва : СТАТУТ, 2017. — 1280 с. — ISBN 978-5-8354-1335-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113590 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Фойницкий, И. Я. Курс уголовного судопроизводства / И. Я. Фойницкий. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 576 с. — ISBN 978-5-507-37905-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/46356 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.