• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Криминология

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Целями дисциплины являются формирование у студентов комплекса знаний по криминологии, ее истории и тенденциях развития, сущности, формах преступности и ее проявлениях, понимания причин, условий и закономерностей возникновения, существования и изменения преступности, формирование представления о личности преступника, причинах и механизме преступного поведения, а также умений и навыков по профилактике конкретного преступления и предупреждению преступности в целом. В результате освоения дисциплины студент должен: 3нать: природу и сущность преступности;причины и условия преступности; криминологическую характеристику личности преступника;причины и условия конкретного преступления;сущность, уровни и формы предупреждения преступности;криминологическую характеристику отдельных видов преступности. Уметь: оперировать криминологическими понятиями и категориями;анализировать факторы, определяющие сущность преступности, ее причины и условия;разрабатывать рекомендации по предупреждению преступности. Иметь навыки: социологических и статистических методов исследования преступного поведения; прогнозирования, выявления и оценки криминогенных факторов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов комплекса теоретических знаний о криминологической ситуации в России и в мире, а также выработка практических навыков проведения эмпирических криминологических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет криминологии, знает ее методологию
  • Знает основные направления в криминологии, ориентируется в современных криминологических теориях
  • Знает понятие преступности и ее основные показатели
  • Понимает основные причины преступности. Может классифицировать их. Понимает условия преступности
  • Знает понятие личности преступника, разграничивает его от смежных понятий. Может дать характеристику личности преступника
  • Понимает структуру механизма индивидуальной преступной деятельности.
  • Знает этапы криминологического исследования. Умеет проводить эмпирическое исследование
  • Знает объекты и предмет криминологического прогнозирования, его методы. Понимает значение криминологического планирования
  • Знает виды преступного насилия, его основные причины. Может охарактеризовать личность насильственного преступника
  • Понимает причины экономической преступности. Может охарактеризовать личность экономического преступника
  • Понимает основные причины преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Может дать криминологическую характеристику личности, совершающей преступления против общественной безопасности и общественного порядка
  • Может сформулировать понятие организованной преступности. Знает основные признаки преступных организаций и их виды
  • Может дать криминологическую характеристику наиболее распространенных преступлений против государственной власти и управления. Понимает причины и условия совершения коррупционных преступлений
  • Знает понятие рецидивной преступности и ее основные характеристики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие, предмет, метод и задачи криминологии
    Понятие криминологии. Криминология как отрасль знаний, наука, учебная дисциплина. Предмет криминологии. Учения о преступности, личности преступника, причинах и условиях преступности, жертве преступления. Борьба с преступностью. Криминология в системе наук. Методология науки криминологии. Цели и задачи криминологии
  • Развитие криминологической мысли
    Основные этапы развития криминологии. Первые элементы криминологической теории. Криминологические взгляды социалистов-утопистов. Ч. Беккариа и его труд «О преступлениях и наказаниях». Классическая школа криминологии. Позитивистская школа криминологии. Биологическое (антропологическое) направление в криминологии (Ч.Ломброзо, Э.Ферри, Р. Гарофало).Социологическое направление к криминологии (А.Кетле, Ф.Лист, Г.Тард). Теории аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон), дифференцированной ассоциации (Э.Сатерлэнд), конфликта культур (Т.Селлин), стигматизации (Г.Беккер), социального контроля. Чикагская школа. Влияние идей К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Фуко, Ж.Лакана на криминологию. Марксистская школа криминологии. Психоаналитическая криминология. Постмодернистская криминология. Феминистская криминология. Влияние криминологических идей зарубежных ученых XVI-XIX вв. на развитие российской криминологии. Советская криминология. Криминология в постсоветский период. Новые задачи российской криминологической науки на современном этапе развития общества. Интегративная школа криминологии
  • Понятие и показатели преступности
    Понятие преступности. Преступность и преступление. Качественные и количественные параметры преступности. Классификация показателей, характеризующих преступность. Объем, структура, динамика и география преступности. Интенсивность преступности. Показатели общественной опасности преступности и их измерение. Состояние преступности.Виды и группы преступности. Латентная преступность, ее виды и причины. Методы выявления латентной преступности. Нераскрытая преступность. Преступность в СССР. Преступность в современной России. Состояние преступности в различных государствах мира
  • Причины и условия преступности
    Понятие причин и условий преступности в криминологии. Подходы к изучению преступности: факторный, микроструктурный, личностный, интеракционистский, диалектический. Структура причин преступности. Виды причин и условий преступности и их классификация. Субъективные причины преступности. Объективные причины преступности. Преступность и политика. Глобальные факторы преступности. Условия преступности
  • Личность преступника
    Понятие личности преступника. Дискуссии о существовании личности преступника. Соотношение понятия личности преступника понятиями «субъект преступления», «общественно опасная личность». Соотношение социального и биологического в личности преступника. Социально-демографическая характеристика личности преступника. Пол (гендер), возраст, этническая принадлежность, социальный статус, место жительства. Уголовно-правовые признаки личности преступника. Общественная опасность личности преступника. Характер совершенного преступления, положение в преступной группе и криминальной среде, наличие судимости. Нравственно-психологическая характеристика личности преступника. Типология и классификация преступников и ее практическое значение
  • Механизм преступной деятельности
    Понятие и структура механизма преступной деятельности. Психологический механизм совершения конкретного преступления. Особенности психологического содержания умышленной, неосторожной и аффективной преступной деятельности. Мотивация преступной деятельности. Планирование совершения преступления. Ситуация и ее роль в совершении конкретного преступления. Криминогенная ситуация. Роль жертвы в механизме индивидуального преступного поведения. Криминальная виктимология, ее предмет. Виктимность. Понятие виктимизации. Криминальная субкультура и ее криминогенное значение. Криминологическая ситуация
  • Эмпирическое криминологическое исследование
    Понятие эмпирического криминологического исследования и его признаки. Объекты криминологического исследования. Этапы криминологического исследования. Программа криминологического исследования. Наблюдение в криминологических исследованиях. Анализ документов. Виды документов, используемых в криминологических исследованиях. Материалы уголовных дел, нормативные документы, пресса. Контент-анализ. Опросы в криминологических исследованиях. Интервью. Анкетирование в криминологических исследованиях. Тесты в криминологических исследованиях. Особенности тестирования лиц, совершивших преступления. Метод экспертных оценок в криминологических исследованиях. Эксперимент. Проведение криминологической экспертизы. Процедура криминологического исследования. Интерпретация полученных результатов. Организация исследования. Использования результатов криминологических исследований
  • Криминологическое прогнозирование и планирование
    Понятие криминологического прогнозирования, его объекты и предмет. Криминологическое прогнозирование и иные виды научного прогнозирования. Субъекты криминологического прогнозирования. Этапы криминологического прогнозирования. Виды криминологического прогнозирования и их классификация. Понятие и виды криминологических прогнозов. Методы прогнозирования преступности и их классификация.Прогнозирование индивидуального преступного поведения, его цели и задачи. Понятие планирования борьбы с преступностью. Уровни планирования. Этапы криминологического планирования. Субъекты планирования. Программы борьбы с преступностью, целевые программы предупреждения отдельных видов преступлений
  • Криминологическая характеристика насильственных преступлений
    Понятие насилия и его виды. Homosacer (Дж.Агамбен). Сакральное насилие (Р.Жирар). Субъективное насилие, символическое насилие, системное насилие (С.Жижек). Капитализм и насилие. Социально-правовая оценка преступлений против личности. Криминологическая характеристика основных форм преступного насилия: убийств, причинения вреда здоровью, сексуальных преступлений, ограничений личной свободы. Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против личности, и их классификация. Особенности личности насильственных преступников. Психические аномалии и преступное насилие. Типология преступного насилия.Причины и условия преступного насилия.СМИ, телевидение, социальные сети, Интернет и преступное насилие. Преступления ненависти. Бытовое насилие. Насилие в преступной среде. Наемное насилие.Государственная политика в сфере борьбы с преступным насилием.Предупреждение преступлений против личности. Роль индивидуальной профилактики. Виктимологическая профилактика
  • Криминологическая характеристика преступности в сфере экономики
    Понятие и виды преступлений, совершаемых в сфере экономики. Экономическая преступность. Состояние, уровень, структура и динамика основных видов преступлений в сфере экономики. Криминологический анализ преступлений против собственности. Криминологическая характеристика лиц, совершающих отдельные преступления против собственности. Потерпевшие от мошенничества и вымогательства. Причины и условия совершения преступлений против собственности. Преступления, совершаемых в сфере экономической деятельности и их виды. Беловоротничкова преступность. Соотношение беловоротничковой преступности с коррупцией и организованной преступностью. Государственная политика в сфере борьбы с экономической преступностью
  • Криминологическая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
    Виды преступлений против общественной безопасности и их криминологическая характеристика. Бандитизм. Терроризм и захват заложников. Террористические организации, их деятельность в России и других государствах мира. Террористические анклавы. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и его реальные масштабы. Хулиганство. Причины и условия преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Криминологическая характеристика личности, совершающей преступления против общественной безопасности и общественного порядка. Государственная политика в сфере борьбы с преступлениями против общественной безопасности и общественного порядка. преступным насилием. Международное сотрудничество. Предупреждение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
  • Криминологическая характеристика организованной преступности
    Определение организованной преступности. Организованная преступность как «сеть». Организованная преступность как «коммерческое предприятие». Основные направления преступной деятельности преступных организаций (сообществ) и сферы их влияния. Криминологическая характеристика личности лидеров и членов преступных группировок. Взаимосвязь профессиональной и организованной преступности. Организованная преступность и коррупция. Организованная преступность в местах лишения свободы. Организованная преступность в СССР. «Воры в законе». Организованная преступность в постсоветский период. Организованная преступность нового типа. Преступные сообщества в различных государствах мира. Связь российских преступных сообществ с зарубежными преступными формированиями. Стратегия борьбы с организованной преступностью. Государственная политика в сфере борьбы с организованной преступностью. Закон RICO.Seriousandorganisedcrimestrategy.Основные направления предупреждения организованной преступности. Международное сотрудничество в борьбе с организованной преступностью. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности
  • Криминологическая характеристика преступлений против государственной власти и управления
    Понятие и виды преступлений против государственной власти. Криминологическая характеристика наиболее распространенных видов этих преступлений (злоупотребление служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, взяточничество). Преступления коррупционной направленности. Проблема коррупции в России и других государствах мира. Особенности личности совершающих преступления против государственной власти и управления. Должностное положение лица и его влияние на характер совершаемых преступлен Причины и условия совершения отдельных видов преступлений против государственной власти и управления. Государственная политика в сфере борьбы с коррупционной преступностью
  • Криминологическая характеристика рецидивной преступности
    Понятие рецидивной преступности и ее основные характеристики. Виды рецидивной преступности.Причины и условия рецидивных преступлений. Социальная реабилитация лиц, отбывших наказание. Криминологическая характеристика личности рецидивиста. Особенности образа жизни рецидивистов. Специфика поведения лиц, неоднократно совершавших преступления, на свободе и в процессе отбывания наказания. Государственная политика в сфере борьбы с рецидивной преступностью. Предупреждение рецидивной преступности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в письменной форме. Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному выполнению задания по программе дисциплины. Тематика задания определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и изученного материала и сообщается предварительно студентам. Студентам также сообщается перечень материалов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя контрольная работа может проводиться без права использования каких-либо материалов. Каждый студент должен самостоятельно в течение 40 минут выполнить в письменном виде задание, аргументировав свой ответ. При оценивании работы основное внимание уделяется: во-первых, правильному и полному выполнению задания, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в- третьих, наличию / отсутствию фактических ошибок.
  • неблокирующий Выполнение заданий и участие в дискуссии на семинарах
    Перед проведением семинара студенты самостоятельно выполняют задания, предложенные им преподавателем дисциплины на лекции или на предыдущем семинаре, по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет предложенного им задания и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение. Преподаватель, ведущий семинарское занятие оценивает выполненное задание и сообщает студентам правильный вариант его выполнение. В случае, если в ходе выполнения задания возникает научная дискуссия по теме семинара преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы и правильность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с выполнением задания, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание рассматриваемого материала, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность выполнения задания, участие в дискуссии.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Целью проведения экзамена является проверка знаний в рамках изученной дисциплины. Проведение экзамена включает в себя письменное решение каждым студентом двух задач по тематике дисциплины. Конкретная тематика задач определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Каждый студент должен самостоятельно в течение 80 минут изложить в письменном виде решение обеих задач, аргументировав свой ответ. Каждая задача оценивается по десятибальной шкале. При оценивании работы основное внимание уделяется, во-первых, правильному и полному решению каждой из задач, во-вторых, полноте и логической выверенности аргументации, в-третьих, на наличие/отсутствие фактических ошибок.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Выполнение заданий и участие в дискуссии на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Эминова В.Е. - Криминология. Учебник - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-14356-6 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/27620

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лунеев В. В. - КРИМИНОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 686с. - ISBN: 978-5-9916-3768-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kriminologiya-425832