• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преступления в сфере экономики

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс является дисциплиной по выбору профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Экономика», «Теория государства и права», «Конституционное право», «Уголовное право (Общая часть)», «Уголовное право (Особенная часть)», «Гражданское право». В результате изучения дисциплины студенты должны знать принципы и основные тенденции уголовной политики в сфере охраны экономических отношений; систему норм о противодействии преступлениям в сфере экономики, их бланкетные связи с нормами других отраслей права; особенности квалификации преступлений в сфере экономики; типичные случаи совершения преступлений в сфере экономики; разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения конкретных статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях. Уметь четко определять наличие или отсутствие состава, предусмотренного разделом VIII Уголовного кодекса Российской Федерации, в конкретных действиях (бездействии); выявлять преступления, замаскированные под обычную экономическую деятельность; разграничивать смежные составы преступлений в сфере экономики; отграничивать преступления, совершаемые в сфере экономики, от административных правонарушений и гражданско-правовых деликтов; правильно юридически закреплять результаты квалификации преступлений; логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам уголовной ответственности за преступления в сфере экономики; применять на практике полученные знания, давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов. Иметь навыки самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; анализа практики привлечения к уголовной ответственности за деяния, совершаемые в сфере экономики, оценки правовых последствий решений, принятых судами общей юрисдикции; составления документов, квалифицирующих преступления в сфере экономики, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами углубленных теоретических знаний в области уголовно-правовой охраны экономики
  • совершенствование навыков квалификации преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, с учетом применения межотраслевых источников права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции в связи с защитой прав граждан и организаций по уголовным делам о преступлениях против собственности, преступлениях в сфере экономической деятельности, преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает особенности квалификации преступлений в сфере экономики, правила оценки конкуренции и коллизии норм права, правила разграничения различных видов противоправного поведения. Умеет правильно юридически закреплять результаты квалификации преступлений. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, способен анализировать судебные решения по вопросам квалификации экономических преступлений
  • Знает и понимает принципы и основные тенденции уголовной политики в сфере охраны экономических отношений; систему норм о противодействии преступлениям в сфере экономики, их бланкетные связи с нормами других отраслей права. Способен самостоятельно анализировать юридические источники, логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по вопросам уголовной ответственности за преступления в сфере экономики
  • Знает и понимает способы законодательного закрепления признаков преступлений в сфере экономики, приемы их оценки и толкования. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации
  • Знает признаки, способы совершения корыстных преступлений против собственности и правила их квалификации; разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения конкретных статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Способен выявлять замаскированные разновидности преступлений, составлять документы, квалифицирующие преступления в сфере экономики, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения налоговых преступлений, и правила их квалификации; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие налоговые преступления, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения преступлений в сфере охраны добросовестной конкуренции, и правила их квалификации, разграничения добросовестной и недобросовестной конкуренции; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие преступления, посягающие на свободу и добросовестность конкуренции, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения преступлений в сфере предпринимательства, и правила их квалификации, разграничения правомерной и неправомерной предпринимательской деятельности; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие преступления в сфере предпринимательства, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения преступлений против интересов кредиторов, и правила их квалификации; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие преступления против интересов кредиторов, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения преступлений против собственности, не связанных с корыстным мотивом, и правила их квалификации; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие преступления против собственности, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения служебных преступлений, и правила их квалификации; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие служебные преступления, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения таможенных преступлений, и правила их квалификации; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие таможенные преступления, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения финансовых преступлений, и правила их квалификации; Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, составлять документы, квалифицирующие финансовые преступления, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает признаки, способы совершения хищений и правила их квалификации; разъяснения Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения конкретных статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о хищениях. Способен выявлять замаскированные разновидности хищений, составлять документы, квалифицирующие преступления в сфере экономики, а также документы, сопровождающие рассмотрение дел о таких преступлениях.
  • Знает типичные случаи совершения преступлений в сфере экономики; криминологические особенности их совершения, вопросы уголовной ответственности и освобождения от нее. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации, анализировать механизм совершения конкретного преступления
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Развитие системы норм о преступлениях в сфере экономики и ее современное состояние
  • Определенность признаков экономических преступлений
  • Особенности квалификации преступлений в сфере экономики
  • Ответственность за организованные формы экономических преступлений
  • Квалификация современных разновидностей хищений
  • Корыстные преступления против собственности, не содержащие признаков хищения
  • Преступления против собственности, не связанные с извлечением имущественной выгоды
  • Преступления в сфере предпринимательства
  • Квалификация преступлений, посягающих на свободу и добросовестность конкуренции
  • Налоговые преступления
  • Таможенные преступления
  • Преступления против интересов кредиторов
  • Преступления в сфере финансов и оборота ценных бумаг
  • Ответственность за служебные преступления
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Решение задач и участие в дискуссии на семинаре
    Перед проведением семинара студенты самостоятельно готовят решение задач, предложенных им преподавателем дисциплины на лекции или на предыдущем семинаре, по теме, обозначенной в программе. На семинаре преподаватель опрашивает студентов на предмет готовности к решению задач и предоставляет возможность высказаться тому студенту, который первый изъявил такое желание. При этом другие студенты в порядке очередности вправе дополнить услышанный ответ или не согласиться с ним и предложить собственное решение. Преподаватель, ведущий семинарское занятие оценивает решение задачи и сообщает студентам правильное ее решение. В случае, если в ходе решения задачи возникает научная дискуссия по теме семинара, связанная с описываемой в задаче правовой проблемой, преподаватель предлагает всем желающим студентам высказаться и оценивает активность участия каждого студента в обсуждении проблемы и правильность и оригинальность его суждений. Тема для дискуссии может быть предложена преподавателем и не в связи с решением задачи, но по теме семинара. При участии в работе на семинаре студенты должны продемонстрировать знание законодательства, навыки его применения к конкретной ситуации, описанной в задаче, владение специальной терминологией, умение четко, последовательно и логически непротиворечиво излагать свои мысли. По итогам семинара преподаватель выставляет оценки, характеризующие степень активности работы каждого из студентов, правильность решения задач, участие в дискуссии.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа выполняется в письменной форме. Проверка контрольной работы осуществляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Цель написания контрольной работы состоит в проверке навыков студентов по логичному и аргументированному решению задачи по программе дисциплины. Проведение контрольной работы включает в себя письменное решение каждым студентом одной задачи по тематике дисциплины. Тематика задания определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и изученного материала и сообщается предварительно студентам не позднее, чем за 5 рабочих дней до проведения контрольной работы. Студентам также сообщается перечень нормативных правовых актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению преподавателя контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных правовых актов. Каждый студент должен самостоятельно в течение 40 минут изложить в письменном виде решение задачи аргументировав свой ответ. При написании контрольной работы не разрешается пользоваться литературой, конспектами и другими вспомогательными средствами, в том числе электронными. Преподаватель, осуществляющий проверку контрольных работ, проводит их показ не позднее 5 рабочих дней после проведения контрольной работы, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Целью проведения экзамена является проверка знаний в рамках изученной дисциплины. Проведение экзамена включает в себя письменное решение каждым студентом двух задач по тематике дисциплины. Конкретная тематика задач определяется преподавателем на основе содержания дисциплины и предварительно студентам не сообщается. Каждый студент должен самостоятельно в течение 80 минут изложить в письменном виде решение обеих задач, аргументировав свой ответ. Каждая задача оценивается по десятибалльной шкале. Максимальное количество баллов – 20. Итоговая оценка за экзамен по 10-балльной шкале определяется путем умножения количества полученных баллов на коэффициент 0,5 и округляется по правилам арифметики. Если за каждое задание экзамена выставлено 0 баллов, и при этом отсутствуют предусмотренные локальными правовыми актами НИУ ВШЭ основания для выставления 0 баллов за элемент контроля в целом, за экзамен в целом выставляется 1 балл. При подготовке к экзамену студенту следует ознакомиться с правилами его проведения и оценивания результатов. Преподаватель, осуществляющий проверку экзаменационных работ, проводит показ работ не позднее 5 рабочих дней после проведения экзамена, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами НИУ-ВШЭ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    РО дисциплина = k1·Ос+ k2·Ок+k3·Оэкзамен где РОдисциплина – результирующая оценка по дисциплине (максимум – 10 баллов), k1 = 0,1, Ос – оценка за решение задач и участие в дискуссии на семинарах (максимум – 10 баллов), k2 = 0,2, Ок – оценка за контрольную работу (максимум – 10 баллов); k3 = 0,7 Оэкзамен – оценка за экзамен (максимум – 10 баллов).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Османова Д. О. - Злоупотребления при несостоятельности (банкротстве): монография - Издательство "Юстицинформ" - 2020 - ISBN: 978-5-7205-1572-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/140316