• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предварительное следствие и дознание

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла учебных дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны обладать базовыми знаниями по дисциплинам Теория государства и права, Судебная власть и правоохранительные органы, Конституционное право России, Уголовное право (Общая часть), Уголовное право (Особенная часть), Уголовно-процессуальное право. В результате изучения дисциплины студенты должны знать: категории, понятия, институты и основные нормы уголовно-процессуального права; действующую систему органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации, их структуру и компетенцию, основы правового статуса сотрудников органов предварительного следствия и дознания; полномочия органов предварительного следствия и дознания; криминалистическую тактику и методику; нормативно-правовые акты, регулирующие уголовный процесс, в их системном единстве, в том числе общепризнанные принципы и нормы международного права в этой сфере, судебную практику. Уметь: логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам; применять на практике полученные знания, давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов. Иметь навыки: самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой; составления процессуальных документов; анализа законности, обоснованности и мотивированности правоприменительных решений в сфере уголовного судопроизводства. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами теоретических знаний в области уголовного судопроизводства (досудебного производства)
  • выработка навыков анализа источников уголовно-процессуального права и использования принципов и норм уголовно-процессуального права в практической деятельности юристов
  • выработка практических навыков применения уголовно-процессуальных норм, производства процессуальных действий, принятия процессуальных решений и их оформления во всех стадиях уголовного судопроизводства
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и понимает институты приостановления и прекращения предварительного расследования, возобновления предварительного расследования, окончание предварительного расследования с направлением уголовного дела прокурору. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает методику расследования отдельных видов преступлений, криминалистическую характеристику отдельных видов преступлений. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает общую характеристику стадии возбуждения уголовного дела, права и обязанности лиц, принимающих участие в проверке сообщения о преступлении, проверочные мероприятия, виды решений, принимаемых в результате проведения проверки в порядке ст. 144 УПК РФ. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает общую характеристику стадии предварительного расследования, формы предварительного расследования, различие между предварительным следствием и дознанием. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает особенности доказывания, предварительного расследования по отдельным категориям уголовных дел и в отношении отдельных категорий лиц. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает порядок обжалования решений, действий (бездействия) в досудебном производстве, порядок рассмотрения и разрешения ходатайств. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает права и гарантии лиц, в отношении которых проводятся ОРМ, как используются результаты ОРД в доказывании по уголовным делам, документирование и порядок предоставления результатов ОРД. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает процедуру дознания и дознания в сокращенной форме, особенности дознания. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает систему органов предварительного расследования, компетенцию органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание, соотношение их полномочий. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает систему следственных действий, характеристику следственных действий, порядок привлечения в качестве обвиняемого, криминалистическую тактику, виды тактических приемов. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает и понимает, что является доказательствами по уголовному делу, виды ошибок, допускаемых органами предварительного расследования, последствия наличия нарушений и ошибок в уголовном деле, компетенцию органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание, по признанию доказательств недопустимыми. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает понятие международного сотрудничества, его значение и формы, основные черты взаимодействия правоохранительных органов с должностными лицами иностранных государств. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает понятие ОРД, ОРМ, цели, задачи, принципы ОРД. Понимает, что такое основание для проведения ОРМ, в чем различие между отдельными ОРМ, а также между ОРМ и следственными действиями. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
  • Знает понятие уголовно-процессуального принуждения, понимает меры уголовно-процессуального принуждения, различия задержания, мер пресечения и иных мер процессуального принуждения, характеристику мер уголовно-процессуального принуждения. Способен применить полученные знания, умения и навыки в отношении смоделированной или конкретной жизненной ситуации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Система органов, осуществляющих предварительное следствие и дознание; структура; правовой статус сотрудников и их полномочия
  • Общая характеристика стадии возбуждения уголовного дела
  • Общая характеристика стадии предварительного расследования
  • Дознание и дознание в сокращенной форме, общие и отличительные черты
  • Общие положения оперативно-розыскной деятельности. Понятие оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия их проведения
  • Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Понятие и использование результатов оперативно-розыскной деятельности. Документирование оперативно-розыскной деятельности
  • Меры уголовно-процессуального принуждения в стадии предварительного расследования
  • Обжалование действий (бездействия), решений должностных лиц и постановлений суда в досудебном производстве. Ходатайства в стадии предварительного расследования
  • Следственные действия. Привлечение в качестве обвиняемого. Криминалистическая тактика
  • Методика расследования отдельных видов преступлений
  • Приостановление и прекращение предварительного следствия и дознания
  • Ошибки, допускаемые органами предварительного расследования, влекущие признание доказательств недопустимыми, возвращение уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ и являющиеся основанием для отмены приговора
  • Особенности досудебного производства по отдельным категориям уголовных дел и в отношении отдельных категорий лиц
  • Международное сотрудничество органов предварительного следствия и дознания
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарских занятиях
    Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа состоит из 20 заданий в тестовом варианте (вопросы закрытого типа). Время написания контрольной работы составляет 40 минут. При выполнении контрольной работы не разрешается пользоваться любой литературой, учебниками, нормативно-правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами (в том числе, электронными). Для подготовки перед выполнением контрольной работы студентам заранее сообщаются темы дисциплины, в рамках которых будет проходить проверка знаний в аудитории.Студент должен грамотно и логично выполнить задание и аккуратно оформить ответы на поставленные вопросы
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзаменационное задание состоит из двух задач повышенной сложности по проблемам читаемого курса.При выполнении экзаменационной работы не разрешается пользоваться литературой, учебниками, нормативно-правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами (в том числе, электронными). В ходе решения каждой задачи студент должен продемонстрировать: способность отобрать релевантные факты; способность выявить нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, присутствующих в задании; способности проанализировать выявленные правовые нормы с помощью догматических знаний уголовного процесса и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; способность чётко и последовательно излагать решение; корректный юридический язык и стиль изложения.На написание экзамена отводится 90 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    Оэкз * 0.7 + Ок/р * 0.2 + Осем (макс. 1 балл)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. Горяинова К.К., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 712 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-006780-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/612658
  • Яблоков Н. П. - КРИМИНАЛИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 239с. - ISBN: 978-5-534-11035-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kriminalistika-444018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Маркушин А. Г. - ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-534-10488-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/operativno-rozysknaya-deyatelnost-organov-vnutrennih-del-430605

Авторы

  • Дементьева Анисья Александровна