• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Введение в специальность"

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс формирует у студентов базовые знания о способах получения информации правового характера для решения профессиональных и социальных задач, основных методах, способах и средствах получения, анализа и использования информации. В ходе преподавания курса будут сформированы представления о юридической профессии, различных направлениях работы юристов, юридической профессиональной и научной этике. Студент в результате изучения дисциплины приобретет навыки работы с юридическими текстами, проведения научных и научно-практических исследований, подготовки письменных работ (учебных и научных), публичного выступления. Полученные знания в дальнейшем могут быть использованы при освоении отраслевых юридических дисциплин и в практической профессиональной деятельности
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента понимания сущности, содержания и основных процессов научного исследования, осознания значимости профессии юриста и ее роли в современном обществе
  • привитие навыков и умений научно-исследовательской деятельности
  • выработка у студентов базовых навыков профессиональной и научной деятельности
  • выработка умения работать с документами, готовить письменные работы и устные выступления по профилю избранного направления подготовки
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Имеет общее представление о профессии юриста, направлениях профессиональной деятельности
  • Имеет представление о подготовке и оформлении научных текстов. Умеет определять научную проблему, ставить цели и задачи научного исследования. Умеет работать с необходимыми источниками и литературой по тематике исследования, оценивать их и формулировать собственную позицию на основе изученных материалов
  • Имеет представление о типах документации правового характера и тех текстов, из которых может быть извлечена правозначимая информация. Умеет анализировать тексты, находить ответы на конкретные правовые вопросы.
  • Умеет представлять результаты своего научного исследования в устном виде. Имеет представление о подготовке электронной презентации. Умеет обоснованно излагать свою позицию по тематике исследования, отвечать на поставленные вопросы и замечания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводное занятие
    Общая характеристика дисциплины, ее целей и задач, форм контроля, тематики, выбранной преподавателем
  • Основы работы с правовыми текстами: анализ, интерпретация, обсуждение
    Определение предмета текста, формулирование основной темы, проблемы, заглавия. Формулирование вопросов к тексту, подготовка ответов на вопросы по тексту. Изложение (пересказ) основного содержания и отдельных фрагментов текста. Реферирование (конспектирование) текста, разработка плана прочитанного текста (по пунктам, в виде таблицы и пр.). Подготовка и формулирование выводов по тексту, комментирование текста, подготовка и формулирование аннотации к тексту. Определения ключевых понятий текста. Стилистика текста, выявление особенностей, позволяющих классифицировать его по жанровой принадлежности. Выделение сходств и различий разножанровых текстов по одной и той же (сходной) тематике. Критический анализ текста: поиск аргументов изложенной позиции и формулирование контраргументов Построение взаимосвязей в тексте в виде схемы.
  • Подготовка научного письменного текста: планирование, составление, оформление ссылочно-библиографического аппарата
    Выбор темы и ее обоснование: новизна, актуальность, теоретическое и практическое значение. Определение предмета текста, формулирование основной темы, проблемы. Заглавие как отражение основной темы текста. Определение ключевых понятий текста. Подготовка плана (структуры) научной статьи, определение целей и задач. Подготовка аннотации и тезисов статьи. Стилистика письменной научной работы. Поиск и подбор литературы и нормативных правовых актов, Интернет-ресурсов. Оформление списка литературы. Оформление ссылок (сносок). Подготовка аргументации позиции, изложенной в статье, и формулирование выводов – промежуточных и итоговых.
  • Подготовка устного выступления: планирование, составление тезисов, представление, защита позиции
    Составление плана выступления и тезисов. Стилистика устного выступления, отличия от письменного текста. Устное выступление, защита позиции, убеждение. Ведение дискуссии: формулирование аргументов и подготовка ответов на вопросы (контраргументы оппонентов). Подготовка презентации для устного выступления, требования к презентации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Работа на семинарах (неблокирующий)
    Оценка за работу на семинарских занятиях учитывает посещение семинарских занятий в соответствии с правилами, установленными локальными нормативными актами НИУ ВШЭ, представление результатов самостоятельной подготовки к занятиям (на основе заданий, представленных в LMS), участие в дискуссии и выполнении иных заданий, предложенных преподавателем непосредственно на семинарах. Отработка пропущенных семинарских занятий, а также заочное представление результатов самостоятельной подготовки через других студентов семинарской группы не предусматривается.
  • Реферат (неблокирующий)
    Реферат выполняется в первом модуле. Целью написания реферата является проверка знаний студентов по пройденным темам, умения работать с научной литературой, знания соответствующей историко-правовой терминологии и фактического материала. Реферат представляет собой сравнительный анализ двух научных работ (монографий, статей), посвященных конкретному вопросу в рамках тематики научно-исследовательского семинара (см. прим. к п. 2). На основе анализа студенту следует обосновать собственную позицию, поддержав одну из представленных в научных работах точек зрения по рассматриваемому вопросу или высказав собственную. Студент сам выбирает научные работы для сравнения и согласовывает их с преподавателем. Объем реферата – до 0,5 а.л. (20 000 п.з., включая пробелы и знаки препинания). Реферат выполняется вне аудитории и сдается преподавателю в заранее объявленные сроки
  • Эссе (неблокирующий)
    Эссе выполняется во втором модуле. Целью написания эссе является проверка умений студента кратко, но при этом информативно представить результаты своей научной деятельности, оформить научный текст в соответствии с официальными требованиями. Эссе представляет собой завершенную и надлежащим образом оформленную научную статью по теме, над которой студент работает в рамках научно-исследовательского семинара. Тема статьи заранее согласуется студентом с преподавателем. Правила оформления эссе в целом соответствуют требованиям к курсовым и выпускным квалификационным работам, утвержденным юридическим факультетом, дополнительные требования доводятся до студентов заблаговременно на семинарских занятиях. Эссе должно включать название и краткое изложение основных результатов научного исследования студента, должно быть надлежащим образом оформлено (в т.ч. ссылочно-библиографический аппарат), объем текста не должен существенно превышать объем 20 000 п.з. Эссе выполняется в письменной форме (в печатном виде) вне аудитории и сдается преподавателю в заранее объявленные сроки
  • Домашнее задание (неблокирующий)
    Домашнее задание выполняется во втором модуле. Целью домашнего задания является проверка знаний студентов по конкретным пройденным темам учебной дисциплины, их умения представить результаты анализа изученных источников и литературы, а также результаты своей исследовательской деятельности, продемонстрировать навыки подготовки доклада (публичного выступления) и вспомогательных материалов к нему. Домашнее задание состоит в подготовке в рамках темы научной статьи (эссе, см. п. 3.2.1) тезисов доклада и презентации к нему в программе PowerPoint в соответствии с требованиями, озвученными преподавателем на занятиях в рамках научно-исследовательского семинара, и их представлении на специально отведенном практическом занятии в заранее установленные преподавателем сроки. Оценивание домашнего задания происходит на практическом занятии в ходе представления студентом доклада, состоящего из тезисов (в печатном виде) и электронной презентации
  • Экзамен (неблокирующий)
    Экзамен проводится во втором модуле. Целью экзамена является проверка знаний студентов по пройденным темам, их умения точно отвечать на поставленные вопросы, знания соответствующей правовой терминологии и навыков их работы с научными текстами. Экзаменационные задания представляют собой анализ предложенного текста по тематике соответствующей семинарской группы состоит из пяти заданий, которые формулируются преподавателем на основе заданий, выполнявшихся на семинарских занятиях: выявление предмета, проблемы, предложение собственного названия, выявление сильных и слабых сторон, составление плана или формулирование тезисов. Студент должен грамотно и логично выполнить задания. Экзамен проходит в письменной форме в течение 60 минут
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Домашнее задание + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Реферат + 0.6 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Отв. ред. Володина С.И.Риторика. Учебное пособие для бакалавровОтв. ред. Володина С.И. - Отв. ред. Володина С.И.ПроспектОтв. ред. Володина С.И. - Отв. ред. Володина С.И.2014Отв. ред. Володина С.И. - ISBN: Отв. ред. Володина С.И.978-5-392-11304-0Отв. ред. Володина С.И. - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: Отв. ред. Володина С.И.http://ebs.prospekt.org/book/25183
  • - Под ред. Радько Т.Н.Введение в юридическую профессию. 2-е издание. Учебник для бакалавровПод ред. Радько Т.Н. - Под ред. Радько Т.Н.ПроспектПод ред. Радько Т.Н. - Под ред. Радько Т.Н.2017Под ред. Радько Т.Н. - ISBN: Под ред. Радько Т.Н.978-5-392-21839-4Под ред. Радько Т.Н. - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: Под ред. Радько Т.Н.http://ebs.prospekt.org/book/34716

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Марченко М.Н.Источники права. Учебное пособиеМарченко М.Н. - Марченко М.Н.ПроспектМарченко М.Н. - Марченко М.Н.2015Марченко М.Н. - ISBN: Марченко М.Н.978-5-392-18001-1Марченко М.Н. - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: Марченко М.Н.http://ebs.prospekt.org/book/23184
  • - Соколов Н.Я.Профессиональная культура юристов и законностьСоколов Н.Я. - Соколов Н.Я.ПроспектСоколов Н.Я. - Соколов Н.Я.2016Соколов Н.Я. - ISBN: Соколов Н.Я.978-5-392-20034-4Соколов Н.Я. - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: Соколов Н.Я.http://ebs.prospekt.org/book/23409