• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
07
Апрель

Средства защиты прав человека

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Преподаватель


Старцева Ольга Николаевна

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предназначен для формирования теоретических знаний о существующих механизмах охраны прав и свобод человека, форм и методов их защиты и восстановления, и выработки навыков практической реализации конкретных средств защиты прав человека. В результате освоения дисциплины студент должен: 3нать: понятие и содержание основных прав и свобод человека и влияние их правовой природы на конкретные способы защиты; правовое регулирование внутригосударственного механизма охраны, защиты и восстановления прав и свобод человека; правовое регулирование международных механизмов охраны, защиты и восстановления прав человека; минимальные стандарты защиты прав человека. Уметь: выбирать оптимальное средство защиты прав человека в конкретном случае; осуществлять правовое сопровождение деятельности по реализации конкретного способа защиты прав человека; давать объективную оценку деятельности органов по защите прав человека. Иметь навыки: подготовки обращений во внутригосударственные и международные органы защиты прав человека; представительства интересов заявителей при рассмотрении и разрешении дел о нарушении прав человека
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина направлена на подготовку юристов, обладающими знаниями в области нормативного регулирования прав человека на международном и национальном уровне и владеющих навыками по применению средств защиты прав человека, способных ориентироваться в их многообразии и выбирать наиболее эффективные для достижения конкретных целей
  • Дисциплина развивает знания и навыки, полученные студентами во время изучения Международного публичного права и Конституционного права Российской Федерации. Дисциплина предполагает значительный объем самостоятельной работы и отработку навыков при решении задач (казусов)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные источники прав человека, договорные органы и региональные системы по защите прав человека, их задачи и полномочия. Понимает критерии эффективности средства правовой защиты
  • Знает источники и содержание права на жизнь и права на личную неприкосновенность, позитивные и негативные обязательства государства. Умеет оценить наличие или отсутствие нарушения права. Ориентируется в практике договорных органов и Европейского Суда по правам человека
  • Знает источники и содержание права не подвергаться пыткам и иному унижающему достоинство обращению, позитивные и негативные обязательства государства. Умеет оценить наличие или отсутствие нарушения права. Ориентируется в практике договорных органов и Европейского Суда по правам человека
  • Знает источники и содержание права справедливый суд, позитивные и негативные обязательства государства. Умеет оценить наличие или отсутствие нарушения права. Ориентируется в практике договорных органов и Европейского Суда по правам человека
  • Знает источники и содержание свободы слова, собраний, религии и права на частную жизнь, позитивные и негативные обязательства государства. Умеет применять тест пропорциональности. Ориентируется в практике договорных органов и Европейского Суда по правам человека
  • Знает источники и содержание принципа запрета дискриминации и понятия уязвимых групп. Умеет оценить наличие или отсутствие нарушения права. Понимает, как распределяется бремя доказывания по делам о дискриминации в судах и уполномоченных органах, в том числе наднациональных
  • Знает обязанности государства в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Понимает статус субъектов предпринимательской деятельности в международном праве. Ориентируется в тенденциях международного права в этой сфере
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие прав человека и средств защиты
    Эволюция и поколения прав человека. Ограничение прав. Международные договоры и договорные органы по защите прав человека. Задачи, функции и документы договорных органов. Обязательства государств по отчетности в договорные органы. «Теневые» отчеты общественных организаций. Индивидуальные жалобы. Специальные процедуры (эксперты по правам человека). Комиссии и миссии по расследованию и установлению фактов. Региональные договоры по защиты прав человека. Конвенция о защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы к ней. Европейский Суд по правам человека. Европейский комитет по предупреждению пыток. Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетолерантностью (ЕКРН). Межамериканская конвенция о правах человека. Африканская хартия прав человека и народов. Мониторинг прав человека. Роль общественных организаций. Бюро Организации по Безопасности и сотрудничеству в Европе по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Миссии ОБСЕ в странах. Понятие эффективного средства защиты прав человека. Критерии эффективности
  • Право на жизнь и право на личную неприкосновенность
    Начало жизни. Позитивные и негативные обязательства государства по защите права на жизнь. Процессуальное обязательство по проведению эффективного расследования. Ограничения права на жизнь. Насильственные исчезновения. Понятие лишения свободы. Законные основания для лишения свободы. Качество закона
  • Право не подвергаться пыткам и иному унижающему достоинство обращению
    Понятие достоинства личности. Понятие и соотношение пыток и бесчеловечного обращения и наказания, унижающего достоинство обращения и наказания. Обязанность государства защищать людей от незаконного жестокого обращения. Условия содержания в местах лишения свободы. Предотвращение пыток и иного бесчеловечного обращения. Non-refoulement (принцип невысылки). Гарантии при экстрадиции
  • Право на справедливый суд
    Право на справедливый суд. Понятие суда. Сфера применения права: уголовный, гражданский, по административным правонарушениям и другие процессы. Аспекты права на справедливый суд: презумпция невиновности, состязательность и равенство сторон, независимый, беспристрастный и профессиональный суд, право на защиту, на помощь переводчика, разумные сроки судопроизводства, гласность, мотивированное решение суда. Недопустимые доказательства
  • Баланс между свободами слова, собраний, религии и частной жизнью
    Свобода мысли, совести и религии. Понятие религии и убеждения. Проявление религии или убеждений в богослужении, обучении, религиозных практиках и при отправлении культовых обрядов. Оправданность вмешательства. Религиозная одежда и атрибуты. Миссионерская деятельность. Виды и способы выражения мнения. Ограничения свободы выражения мнения. Язык ненависти (hate speech). Доступ к информации. Частная жизнь и свобода слова. Порядок проведения мирных собраний. Свобода объединений. Ограничения и вмешательство государства
  • Принцип запрета дискриминации. Уязвимые группы
    Равенство и дискриминация. Понятие дискриминации, прямая и косвенная дискриминация. Уязвимые группы: мигранты, беженцы и вынужденные переселены, рома (цыгане), национальные меньшинства, люди с инвалидностью, ЛГБТ, женщины, дети (в вооруженных конфликтах, во время миграции), иностранные граждане, апатриды и другие. Позитивные обязательства государства по защите от дискриминации
  • Предпринимательская деятельность и права человека
    Принципы предпринимательской деятельности. Ответственность государства за действия юридических и физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность. Инвестиционные соглашения и права человека. Проект международного договора об ответственности предпринимателей за нарушения прав человека
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Студенты пишут эссе на русском языке. Преподавателем будет предложен список тем, из которых нужно выбрать, сформулировать тезис и написать к определенной преподавателем дате письменное короткое аргументированное рассуждение (эссе) в официально-деловом стиле. О дате сдачи эссе студентам сообщается не позднее, чем за 7 календарных дней. Цель эссе – проверить знание студентами изученного теоретического материала, способность найти источники по теме и проанализировать их. Для успешной оценки студентам необходимо: - Продемонстрировать знание изученного теоретического материала; - Не допустить логических и фактических ошибок, правильно использовать юридические термины и понятия; - четко сформулировать сильный тезис по заданной проблеме; - логически упорядочить текст и организовать его элементы; - найти, отобрать необходимые источники и критически их оценить; - построить убедительную аргументацию по одной из общепринятых моделей, например IRAC; - соблюсти требования к оформлению текста, ссылок и цитат. Список тем будет размещён в материалах к дисциплине в LMS. Эссе загружается в соответствии с дедлайном (определенным преподавателем сроком сдачи) в проект в LMS и оценивается в течение 10 календарных дней. Требования к оформлению работы: максимальный объём – до трех страниц в MS Word, Times New Roman, 12 кегль, одинарный интервал, разметка страницы – средняя. Список литературы в объем не включается, титульный лист не требуются. Ссылки и сноски оформляются в соответствии с требованиями по написанию КР и ВКР.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Полученный студентом балл объявляется ему на последнем семинарском занятии и учитывается при выставлении результирующей и окончательной оценки по дисциплине.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в программу учебной дисциплины. Его целью является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. В течение не менее 60 минут студент должен подготовить решение двух актуальных проблем международного права прав человека, сформулированных в виде задач (казусов) с использованием известных студенту норм права, практики и документов международных судов и договорных органов по защите прав человека и иных наднациональных органов по защите прав человека. При выполнении работы студент должен продемонстрировать знание необходимых правовых норм изученной дисциплины, уметь выявить сущность правовой проблемы при решении конкретной юридической задачи, выбрать подходящий тест для установления нарушения права и применить его, ориентироваться в действующем законодательстве и правоприменительной практике. Приветствуется умение использовать метод сравнительно-правового анализа. Правильное решение задачи подразумевает точное формулирование проблемы и аргументирование предложение путей ее решения. Экзамен проводится в компьютерном классе. При подготовке ответа на вопросы не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Ответ должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Однословный ответ не допускается. Пересдача экзамена осуществляется в порядке, определённом локальным нормативными актами НИУ ВШЭ. Формат проведения первой и второй пересдачи (тематика, виды заданий, критерии оценивания, продолжительность проведения и пр.) идентичен формату сдачи экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Работа на семинарских занятиях + 0.6 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Права человека : учебник / отв. ред. Е. А. Лукашева.—3-е изд., перераб. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2019. — 512 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1002189

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Под ред. Абашидзе А.Х. - РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 377с. - ISBN: 978-5-9916-9435-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/regionalnye-sistemy-zaschity-prav-cheloveka-434478
  • Права человека и принципы международного права в XXI веке : монография / В. А. Карташкин. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019.- 148 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/989163