• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнительное конституционное право

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла учебных дисциплин подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам: «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право Российской Федерации». В результате изучения дисциплины студенты должны знать: базовые понятия, категории, институты сравнительного конституционного права; специфику общественных отношений в зарубежных странах, урегулированных нормами конституционного права; модели конституционно — правового регулирования статуса личности, конституционные принципы экономической, социальной, политической систем общества; особенности становления, развития и существования основных правовых семей; государственно-территориальное устройство и существующие модели организации и функционирования системы высших и местных органов государственной власти и управления ряда зарубежных стран. Уметь: работать с источниками и исследовательскими работами, находить в них необходимую информацию; владеть методикой правового анализа норм данной отрасли права и основанной на них деятельности зарубежных государств; разбираться в вопросах государственного устройства и местного самоуправления зарубежных стран, владеть научным аппаратом. Иметь навыки: анализа источников сравнительного конституционного права; толкования источников сравнительного конституционного права; применения сравнительно-правового метода для исследования проблемных вопросов конституционного права; подбора и использования необходимой нормативной и фактической информации, необходимой для учебной, практической и научной деятельности. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин конституционно-правового цикла по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция», уровень подготовки «магистр».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование юридического мировоззрения
  • изучение студентами основных тенденций развития в области сравнительного конституционного права
  • освоение сравнительно-правового метода юридических исследований
  • углубление теоретические знания о моделях конституционно—правового регулирования статуса личности, о различных конституционных принципах экономической, социальной, политической систем общества
  • приобретение студентами систематизированного представления о многообразии существующих форм правления и моделей политико-территориального устройства государств, различных системах государственных органов, органов местного самоуправления зарубежных стран
  • приобретение студентами практических навыков в самостоятельной работе с международной нормативно-правовой базой, источниками конституционного права зарубежных стран
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Понимает особенности сравнительного метода в праве. Понимает предмет сравнительного конституционного права, значение СКП для других отраслей права.
  • Ориентируется в источниках СКП, знает отличие источников конституционного права в разных правовых системах (семьях). Умеет характеризовать, классифицировать конституции зарубежных стран. Понимает значение конституции в качестве основного источника конституционного права.
  • Понимает значение конституционного правосудия для формирования конституционного права. Ориентируется в моделях и способах осуществления конституционного правосудия. Разбирается в формах контроля конституционности. Владеет методологией пропорционального анализа.
  • Знает содержание института правового статуса личности в конституциях зарубежных государств, исторические предпосылки формирования института. Ориентируется в основных современных тенденциях и проблемах защиты прав человека. Понимает конституционно-правовые механизмы борьбы с дискриминацией.
  • Понимает содержание и проблемы конституционно-правовой защиты и имплементации личных и политических прав.
  • Понимает содержание и проблемы защиты конституционно-правовой защиты социально-экономических прав.
  • Разбирается во взглядах на проблему правового государства и верховенства (правления) права. Понимает как эти проблемы нашли отражение в зарубежных конституциях.
  • Понимает механизмы разделения властей и реализацию данного принципа (доктрины) в зарубежных конституциях. Умеет установить связи между избранной в государстве формой правления и подходом к разделению властей. Разбирается в основных моделях разделения властей в зарубежных государствах.
  • Ориентируется в конституционно-правовых основах социальных, экономических, духовных отношений.
  • Понимает механизмы реализации демократии в конституциях зарубежных стран. Разбирается в конституционных основах устройства электорального процесса в зарубежных государствах. Понимает роль «воинствующей» демократии и иных подобных доктрин в противодействии недемократическим тенденциям.
  • Понимает конституционные основы и разбирается в основных проблемах административного и территориального устройства в зарубежных государствах.
  • Понимает конституционные основы и разбирается в основных проблемах устройства власти на местах (органов местного самоуправления и управления) в зарубежных государствах.
  • Знает теоретические основы института изменения конституции. Разбирается во взглядах относительно возможности проверки конституционности поправок к конституциям в зарубежных государствах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Сравнительно-правовой метод в конституционном праве: особенности, применение
    Предмет сравнительного конституционного права. Конституционно-правовые отношения, их сущность, признаки, субъекты, виды. Система конституционного права: общие принципы, институты и нормы. Метод и способы конституционно-правового регулирования. Особенности сравнительно-правового метода в конституционном праве. Критерии и факторы проведения корректного сравнительно-правового анализа. Характеристика теоретических подходов к сравнительному конституционному праву. Правовые семьи.
  • Источники сравнительного конституционного права. Конституция как источник
    Конституция как основной источник конституционного права. Конституционные, органические и обычные законы. Конституционные обычаи. Судебные прецеденты. Решения органов конституционного контроля. Акты, издаваемые в порядке толкования законов. Нормативные акты глав государств и правительств. Международные и внутригосударственные договоры. Парламентские регламенты. Доктринальные источники. Понятие конституции и ее социально-политическая сущность. Основные этапы конституционного развития современных государств. Конституции юридические и фактические, в формальном смысле и материальном смысле. Фиктивные конституции. Формы конституций: писанные, смешанные и неписаные; кодифицированные и некодифицированные, развернутые и неразвернутые. Порядок принятия, изменения и отмены конституций.
  • Конституционное правосудие и пропорциональный анализ
    Понятие судебной власти. Конституционно-правовой статус судебных органов. Модели судебных систем. Суды общей и специализированной юрисдикции. Правовое положение, порядок образования и компетенция высших судебных органов. Формы судебного процесса второй инстанции. Апелляционное и кассационное производство. Основные принципы организации и деятельности судебных органов. Суды присяжных: модели и компетенция. Народные (судебные) заседатели. Правовое положение судей. Высшие органы судейского сообщества: правовое положение, структура, функции и полномочия. Особенности организации судебной власти в федеративном государстве. Централизованная (германская) и дуалистическая (американская) модели устройства судебных систем. Конституционная юстиция: модели, особенности компетенции, место в системе сдержек и противовесов. Наднациональные юрисдикционные органы, осуществляющие квази-конституционный контроль. Методология, применяемая органами конституционного правосудия для разрешения дел: особенности континентальной и североамериканской моделей. Пропорциональный анализ и его разновидности. Стадии (этапы) пропорционального анализа. Решения органов конституционного правосудия как основной источник сравнительного конституционного права. Национальные органы конституционного правосудия и наднациональные органы по защите прав человека: особенности применения сравнительно-правового метода. Конституционная идентичность.
  • Правовой статус личности: концепции, ограничения, проблемы дискриминации
    Основные концепции правового статуса личности. Историческое развитие либеральной концепции прав человека и гражданина и ее противоречия и альтернативы. Конституционные основы правового положения личности. Политическая правоспособность и дееспособность гражданина. Различия правового положения человека и гражданина. Гражданство (подданство), понятие, порядок его приобретения и утраты. Права и свободы как институт конституционного права, их общая характеристика. Методы определения объема правосубъектности: позитивный и негативный. Проблема позитивных обязательств государства. Способы юридического закрепления и выражения прав и свобод. Положения о формально-юридическом равенстве. Ограничение прав граждан. Позитивная и негативная дискриминация. Равенство и дискриминация. Понятие дискриминации, прямая и косвенная дискриминация. Уязвимые группы: мигранты, беженцы и вынужденные переселены, рома (цыгане), национальные меньшинства, люди с инвалидностью, ЛГБТ, женщины, дети (в вооруженных конфликтах, во время миграции), иностранные граждане, апатриды. Позитивные обязательства государства по защите от дискриминации.
  • Личные и политические права
    Право на жизнь и неприкосновенность личности. Позитивные и негативные обязательства государства по защите права на жизнь. Процессуальное обязательство по проведению расследования. Ограничения права на жизнь. Насильственные исчезновения. Право на свободу и личную неприкосновенность. Понятие лишения свободы. Законные основания для лишения свободы. Свобода от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Понятие достоинства личности. Понятие пыток, бесчеловечного обращения и наказания, унижающего достоинство обращения и наказания. Обязанность защищать людей от незаконного жестокого обращения. Условия содержания в местах лишения свободы. Non-refoulement (принцип невысылки). Гарантии при экстрадиции. Право на справедливый суд. Понятие суда. Сфера применения права: уголовный, гражданский, по административным правонарушениям и другие процессы. Аспекты права на справедливый суд: презумпция невиновности, состязательность и равенство сторон, независимый, беспристрастный и профессиональный суд, право на защиту, на помощь переводчика, разумные сроки судопроизводства, гласность, мотивированные решения суда. Недопустимые доказательства. Свобода мысли, совести и религии. Понятие религии и убеждения. Проявление религии или убеждений в богослужении, обучении, религиозных практиках и при отправлении культовых обрядов. Оправданность вмешательства. Религиозная одежда и атрибуты. Миссионерская деятельность. Свобода выражения мнения. Виды и способы выражения мнения. Ограничения. Ненавистнические высказывания (hate speech). Доступ к информации. Диффамация. Публичные люди. Обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия. Ответственность журналистов и СМИ. Право на забвение. Свобода собраний и объединений. Свобода мирных собраний. Свобода объединений. Ограничения и вмешательство государства. Ограничения для государственных служащих.
  • Социальные и экономические права
    Адекватные условия для жизни: право на еду, право на воду, право на жилище, право на здоровье, право на благоприятную окружающую среду. Понятие социальных, культурных и экономических прав. Особенности их реализации: прогрессивный характер. Возможность защиты, в том числе в международных органах по защите прав человека, социальных, экономических и культурных прав. Минимальный стандарт защиты социальных и экономических прав. Проблемы судебной защиты социально-экономических прав.
  • Правовое государство и правление права
    Определение и структура общественного строя. Понятие и структура политической системы. Политическая организация: государство и гражданское общество. Общая характеристика конституционного статуса государства (признаки и главные принципы деятельности). Понятие формы правления и его конституционное закрепление. Многообразие форм правления в современных государствах и его причины. Монархия: понятие и сущность, виды (абсолютная, конституционная). Общие признаки и особенности дуалистических монархий. Общие признаки и особенности парламентарных монархий. Республика: понятие и сущность. Президентская (дуалистическая) республика: общие признаки и особенности. Общие черты и особенности парламентарных республик. Смешанная республиканская форма правления. Теоретические идеи и истоки правового государства и правления (верховенства права). Реализация идей правового государства и правления права в конституциях зарубежных государств. Заимствования и трансформации идеи правового государства и правления права.
  • Разделение властей
    Принципы организации власти и построения системы государственных органов. Механизм “сдержек и противовесов”, “взаимозависимости и взаимодействия” в современной конституционной практике. Развитие принципа разделения властей в современной теории и конституционной практике. Политические и неполитические ветви власти. Глава государства. Понятие, основные признаки и виды. Место и политическая роль главы государства в механизме государственной власти. Юридический и фактический статус главы государства. Монарх, его юридическая форма. Правовое положение президента. Системы и процедуры избрания президента. Компетенция главы государства. Полномочия в сфере государственного управления. Фактическая роль главы государства и ее зависимость от формы правления, формы политико-территориального устройства и политического режима. Государственный режим и порядок осуществления полномочий главы государства. Правительство, его место и политическая роль в системе высших органов власти. Виды правительств: однопартийное, коалиционное, правительство меньшинства, “служебное” правительство. Порядок и способы формирования (форматор, информатор), зависимость от формы правления. Структура правительства: совет министров, кабинет (министров). Внутренний (“карманный”) кабинет. Теневой кабинет. Глава правительства, порядок его назначения. Общие и специфические черты правового положения и роли главы правительства в парламентарных монархиях, парламентарных республиках, дуалистических монархиях, президентских и полупрезидентских республиках. Компетенция и акты правительства. Ведомства и их руководители. Ответственность правительства и его членов. Индивидуальная и коллективная ответственность, принцип солидарности. Основания и порядок прекращения полномочий правительства.
  • Социальные, экономические и духовные отношения
    Конституционное регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений. Конституционный статус социально-экономических и социально-культурных объединений. Конституционно-правовое регулирование религиозных отношений и статуса церкви. Конституционно-правовое регулирование статуса средств массовой информации. Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического развития и режиму.
  • Демократия и выборы. Недемократический конституционализм
    Политические партии и партийные системы. Конституционно-правовой институт выборов. Классификация выборов: прямые и косвенные. Избирательное право. Источники избирательного права. Активное и пассивное избирательное право. Принципы избирательного права. Виды избирательных цензов: возрастной, оседлости, половой, ценз грамотности и образовательный ценз. Нетипичные цензы. Иные ограничения избирательного права. Избирательный процесс, его стадии. Центральные и местные органы по проведению выборов, порядок их формирования, компетенция и роль. Избирательные округа, их виды. Проблемы при формировании избирательных округов. Избирательные участки. Модели выдвижения и процедуры регистрации кандидатур. Праймериз. Избирательный залог. Роль политических партий. Избирательная кампания, ее принципы. Предвыборная агитация и финансирование избирательной кампании, их регламентация. Способы голосования. Обязательный вотум. Абсентизм избирателей. Новые модели участия в выборах. Проблема ограничения избирательных прав. Понятие и виды избирательных систем. Мажоритарная система относительного большинства и практика ее применения. Мажоритарная система абсолютного большинства и практика ее применения. Мажоритарная система квалифицированного большинства и практика ее применения. Пропорциональная система и практика ее применения. Методы пропорционального распределения мандатов. Заградительный пункт. Распределение мандатов внутри списка (система связанных списков, система свободных списков, преференциальное голосование). Проблемы легитимности представительных органов. Референдум как институт непосредственной демократии. Конституционно-правовое регулирование института референдума. Соотношение непосредственной и представительной демократии. История развития парламентаризма. Конституционно-правовой статус парламента. Порядок формирования парламентов: выборность, замещение мест в порядке назначения и наследования. Структура парламентов. Двухпалатные парламенты с равноправными палатами. Двухпалатные парламенты с неравноправными палатами. Роль и особенности правового положения верхних палат в двухпалатных парламентах. Однопалатные парламенты. Порядок деятельности парламентов: обычные и чрезвычайные сессии. Внутренняя структура палат. Партийные фракции и их роль в деятельности парламента. Комитеты парламентов, их виды, порядок формирования и сроки полномочий. Компетенция парламентов и способы ее закрепления. Законодательная процедура в парламентах, ее основные стадии. Внешнеполитические полномочия парламентов. Судебные полномочия парламентов. Правовой статус депутата. Природа депутатского мандата. Гарантии депутатской деятельности: иммунитет и индемнитет. Ответственность депутата. Объем депутатской неприкосновенности, его ограничения. Недемократический конституционализм. Модели нелиберальных демократий.
  • Унитарные и федеративные государства
    Понятие территориальной организации (устройства) государства. Многообразие форм территориального устройства, его исторический характер. Конституционное закрепление государственной территории и границ. Территориальное и административно-территориальное деление, его основные черты. Формы политико-территориального устройства: унитарное, федеративное - их правовое различие. Конфедерация как союз независимых государств, ее признаки. Симметричное и асимметричное территориальное устройство. Наднациональные интеграционные образования как новая форма политико-территориального устройства. Унитарное устройство. Понятие и основные признаки унитарного государства. Централизованные и относительно децентрализованные унитарные государства. Правовой статус автономных образований и их взаимодействие с центральной властью. Федеративное устройство. Понятие и основные признаки федеративного государства. Договорные и конституционные федерации. Принципы федеративного устройства. Право сецессии из федерации. Территориальный и национально-территориальный принцип создания федераций. Симметричные и асимметричные модели федераций. Централизованные и относительно децентрализованные федерации. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами. Основные конституционные способы размежевания предметов ведения по сферам компетенции. Остаточная компетенция. Совпадающая (конкурирующая) компетенция. Договоры и конституционные процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами. Институт федеральной интервенции. Тенденции современного унитаризма и федерализма.
  • Власть на местах
    Понятие местного управления. Современные теории местного управления: естественно-правовая, государственная, дуализма, социального обслуживания. Модели местного управления: англосаксонская (английская), континентальная (французская), “советская”, их принципы. Деконцентрация и децентрализация местного управления. Конституционно-правовое регулирование местного управления. Хартии (уставы) местного самоуправления. “Адаптивные” законы. Акты глав государств. Европейская хартия местного самоуправления. Структура местных органов. Территориальная основа местного управления. Соотношение различных форм местного управления в рамках административно-территориальных единиц. Прямое государственное управление на местах, его особенности в различных странах. Органы местного самоуправления, их виды. Местные представительные органы: порядок формирования, сроки полномочий, состав. Унифицированная и дифференцированная системы самоуправления. Исполнительный аппарат. Исполнительные органы местного самоуправления, способы их формирования. Единоличные и коллегиальные исполнительные органы. Глава местной администрации. Дуализм правового положения исполнительного органа. Взаимоотношения муниципальных органов с центральной властью. Формы и методы контроля центральной власти на местах за деятельностью муниципальных органов в странах с континентальной и англосаксонской моделями местного управления. Финансово-экономическая основа местного самоуправления. Местный бюджет, источники его наполнения. Муниципальная собственность.
  • Изменение конституции, неконституционные конституционные поправки
    Стабильность конституции против её изменчивости: сравнение французского подхода и подхода США. Инициатива по изменению конституции. Процесс подготовки текста. Вопросы о компетенции и полномочиях разработчиков. Одобрение предложенного проекта. Окончательное одобрение. Преодоление негативного исторического опыта посредством конституционного правотворчества – примеры постфашистких и посткоммунистических государств. Способы защиты конституции: «воинствующая демократия», «вечные» конституционные положения и неизменяемые части конституции. Основы конституционного строя. Особенности переходных конституций. Контроль конституционности конституционных поправок.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. анализ судебного прецедента
    Проводится в письменной форме в виде подготовки аналитического документа – краткого описания судебного решения (case brief). Цель проведения – проверить умение студентов анализировать судебные решения зарубежных высших судебных органов. Судебное решение для анализа выбирается преподавателем. Работа выполняется студентами самостоятельно в срок три дня с момента открытия соответствующего проекта в системе LMS. Требования к оформлению работы: максимальный объём – до четырёх страниц формата А4 или Letter (MS Word), 12 кегль, полуторный интервал.
  • неблокирующий Created with Sketch. сравнительно-правовое исследование
    Проводится в письменной форме в виде сравнительно-правового исследования. Цель проведения – проверить умение студентов ориентироваться и анализировать изученный теоретический и практический материал, умение студентов применять сравнительно-правовую методологию к исследованию проблем конституционного права, грамотно излагать свои мысли и аргументировать свою позицию. Тема исследования выбирается студентами самостоятельно, утверждается преподавателем, после чего в течение недели работа должна быть сдана на проверку. В сравнительно-правовом исследовании студенты должны представить развернутый письменный ответ на вопрос с использованием источников конституционного права 3 юрисдикций. По согласованию с преподавателем количество рассматриваемых юрисдикций может быть изменено. В исследовании нужно показать умение аналитически оценивать имеющуюся правовую, научную и социально-политическую информацию, использовать её для системы аргументов для раскрытия основных вопросов, касающихся конституционного строя, особенностей правового статуса человека и гражданина, а также модели организации государственных органов власти и управления. Требования, предъявляемые при выполнении работы: содержание ответа должно соответствовать выбранному вопросу; в ответе должна содержаться грамотно изложенная и аргументированная позиция автора; исследование должно оперировать инструментарием компаративного метода, выбор предмета исследования должен быть обоснован. Требования к оформлению работы: максимальный объём – до трёх страниц формата А4 или Letter (MS Word), 12 кегль, полуторный интервал. Работа должна содержать список использованной литературы и нормативных правовых актов. Список литературы в общем объёме работы не учитывается.
  • неблокирующий Created with Sketch. работа на семинарских занятиях
    Для получения дополнительного балла предполагается, что студенты будут принимать участие в работе и дискуссиях на всех предусмотренных программой семинарских занятиях, ответы и реплики будут содержательными, аргументированными и основываться на лекционном курсе и материалах, размещённых в системе LMS для подготовки к семинарским занятиям.
  • неблокирующий Created with Sketch. экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме по темам, входящим в данную программу учебной дисциплины. Его целью является проверка знаний, полученных студентами при изучении курса на лекциях, семинарских занятиях и во время самостоятельной работы. Экзаменационное задание состоит из двух частей: первое задание представляет собой сравнительно-правовой анализ приведённого отрывка (отрывков) из нормативных правовых актов, судебных решений зарубежных юрисдикций; второе задание представляет собой задачу. Экзамен проходит с использованием компьютеров. При подготовке ответа на вопросы не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Ответ должен быть представлен в виде аргументированного, грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ссылки на конкретные статьи, пункты и т.д. нормативных актов, как правило, не должны сопровождаться их дословным воспроизведением, а должны быть пояснены автором. Время, предоставляемое для подготовки ответа на вопросы билета, составляет не менее 60 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Одисциплина = 0,1• Опрец.+ 0,2• Оиссл. + 0,6•Оэкз.+ Осем (баллы, полученные за работу на семинарских занятиях, максимум – 1 балл)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Мишин А.А. — Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов - Общество с ограниченной ответственностью "СТАТУТ" - 2013 - ISBN: 978-5-8354-0936-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/107542

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Отв. ред. Страшун Б.А.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для бакалавровОтв. ред. Страшун Б.А. - Отв. ред. Страшун Б.А.ПроспектОтв. ред. Страшун Б.А. - Отв. ред. Страшун Б.А.2014Отв. ред. Страшун Б.А. - ISBN: Отв. ред. Страшун Б.А.978-5-392-11529-7Отв. ред. Страшун Б.А. - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: Отв. ред. Страшун Б.А.http://ebs.prospekt.org/book/13677