• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

38.03.01 Экономика

Утверждение программы
приказ от 30.07.2014 № 8.3.6.2-08/36
Дата обновления паспорта
протокол заседания совета факультета Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента № 8.3.2.4-09/05 от 12.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Не предусмотрена
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Бакалаврская программа «Экономика» дает широкое образование по экономической теории, эмпирическим исследованиям и поведению в корпоративном секторе, собственном бизнесе и академической среде, объемную математическую и IT-подготовку. На старших курсах студентам предоставляется выбор из концентраций с обучением на английском языке — «Экономика и математика» и «Бизнес-экономика».

Концентрация «Экономика и математика» ориентирована, прежде всего, на развитие теоретической и аналитической компонент экономического образования, и предполагает в дальнейшем выбор академической карьеры через лучшие международные магистратуры и PhD программы или трудоустройство в аналитических департаментах бизнеса, реального сектора и правительственных учреждений.

Концентрация «Бизнес-экономика» является практико-ориентированной, рассчитана на быстрый старт карьеры сразу после окончания программы, в первую очередь, в области операционной составляющей финансовой сферы, консалтинга и бизнеса. 

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр» включает:
•    сферу производства продукции и услуг, включая анализ спроса на продукцию и услуги и оценку их текущего и перспективного предложения, продвижение продукции и услуг на рынок, планирование и обслуживание финансовых потоков, связанных с производственной деятельностью;
•    сферу кредитования, страхования, операций на рынке ценных бумаг;
•    сферу государственного и муниципального управления;
•    фундаментальные и прикладные научные исследования в области экономики;
•    высшее образование, а также среднее профессиональное и основное общее образование в области экономических дисциплин

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр» являются:
•    поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты,
•    функционирующие рынки,
•    финансовые и информационные потоки,
•    производственные процессы и отношения

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:
•    проектно-экономическая деятельность
•    аналитическая и научно-исследовательская деятельность;
•    организационно-управленческая деятельность.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
а) проектно-экономическая деятельность: 
•    подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
•    проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
•    разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т. д.;
б) аналитическая и научно-исследовательская деятельность:
•    критическое осмысление эмпирических процессов в экономике и финансовой сфере, теоретических и прикладных методов их анализа;
•    поиск информации, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
•    обработка массивов экономических данных в соответствии с задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
•    построение теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
•    анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом;
•    подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
•    проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и обработка их результатов;
•    системное изучение экономических и социальных процессов с использованием необходимого инструментария количественного и качественного анализа;
•    участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
в) организационно-управленческая деятельность: 
•    участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
•    организация выполнения порученного этапа работы;
•    оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
•    участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. с учетом правовых, административных и других ограничений.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциям, вне зависимости от вида профессиональной деятельности:
•    способен сформулировать и обосновать собственную точку зрения по социально-экономическим процессам в России и в мире (ПК-1);
•    способен критически оценивать основные течения современной экономической науки, грамотно вести дискуссию по поводу аргументов в пользу каждого из них (ПК-2);
•    способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ПК-3);
•    способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ПК-4);
•    способен в профессиональной деятельности руководствоваться принципами социальной ответственности (ПК-5);
•    способен свободно общаться, выражать свои мысли устно и письменно, вести дискуссию на русском и английском языках (ПК-6);
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать общепрофессиональными компетенциями, соответствующими отдельным видам профессиональных задач, на которые ориентирована программа бакалавриата
в проектно-экономической деятельности:
•    способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-7);
•    способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-8);
•    способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-9).
в аналитической и научно-исследовательской деятельности:
•    способен к постановке научно-исследовательских задач (ПК-10);
•    способен осуществлять сбор, анализ и обработку статистических данных, информации, научно-аналитических материалов, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-11);
•    способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-12);
•    способен на основе описания экономических процессов и явлений строить теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-13);
•    способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. (ПК-14);
•    способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-15);
•    способен подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет, используя отечественные и зарубежные источники информации (ПК-16);
•    способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-17);
•    способен к экспертному анализу и проектному консультированию на различных стадиях реализации проектов (ПК-18);
•    способен к презентации результатов аналитической и исследовательской деятельности (ПК-19).
В организационно-управленческой деятельности:
•    способен к обработке, хранению данных проектного и профессионального характера, распределению информации в соответствии с поставленными профессиональными задачами и ее распространению (ПК-20);
•    способен самостоятельно организовать свою деятельность в рамках поставленных профессиональных задач (ПК-21);
•    способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-22);
•    способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ПК-23);
•    способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-24);
•    способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-25);
•    способен использовать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., для принятия управленческих решений (ПК-26).

Характеристики образовательных модулей программы

Базовый образовательный модуль (Major) обеспечивает фундаментальную подготовку студентов по дисциплинам математического и экономического цикла. Вариативный образовательный модуль (Major доп.) позволяет расширить индивидуальную образовательную траекторию студентов за счет дисциплин концентраций и общих дисциплин по выбору. Это предполагает включение в учебный план студента пакета дисциплин, способствующих приобретению компетенций в выбранной области экономики и ориентированных на направление дальнейшей карьеры в соответствии с треками обучения «Экономика и математика» или «Бизнес-экономика», а также приобретение дополнительных знаний и навыков на пересечении этих концентраций в рамках общих дисциплин по выбору.

Научно-исследовательские семинары (НИС) формируют компетенции, связанные с планированием и проведением исследований в той или иной области экономики, анализом литературы, в первую очередь публикаций по различным направлениям экономики, презентации результатов по теме исследования и написанию курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР). НИС является сквозной дисциплиной на весь период обучения, на младших курсах носит тематический характер по областям экономики, на старших ‑ ориентирован на выбранную специализацию.

Практика является обязательным элементом обучения и состоит из трех частей – профессиональной, проектной и научно-исследовательской, в рамках которых реализуются учебная практика, проекты, преддипломная практика и подготовка курсовой работы и ВКР.

Каждый студент образовательной программы завершает свое обучение публичной защитой выпускной квалификационной работы (ВКР) в рамках государственной итоговой аттестации (ГИА) перед государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Подготовка к ГИА осуществляется в рамках НИС на четвертом курсе, преддипломной практики и индивидуальной исследовательской работы студента с руководителем ВКР, в том числе в групповом формате, по выбранному направлению исследования.

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Экономика»

Перейти к содержанию программы