Экономика никогда не будет скучной
Выбор образовательной программы полностью зависит от того, чем вы хотите заниматься в будущем, какие вопросы решать. Например, «Экономика» – это гарантия не только будущей востребованной и престижной профессии, но того, что каждый день будет ставить перед вами креативные задачи. Верное решение – равно прибыль!
Финансовая оценка проектов
Представьте, что вы государство, выставляющее нефтяное месторождение на аукцион, и нужно назвать стартовую цену, ниже которой подземные запасы не следует продавать. Со стороны покупателей такая же проблема: оценить, почем бы стоило месторождение купить. Что учитывать? Самый примитивный метод – взять средний ожидаемый темп добычи, сколько-то тысяч тонн в год, умножить его на средне-ожидаемую цену нефти, вычесть издержки, диcконтировать по годам примерно на 90 лет – и готова оценка Net Present Value (NPV). Гораздо более тонок метод «реальных опционов». Он рассматривает будущую, неизвестную еще нам цену нефти, как стохастический процесс с известными параметрами дисперсии, и подразумевает маневр мощностями. А именно, в годы высоких нефтяных цен можно продавать свою нефть высоким темпом, а при низких ценах придерживать добычу – и оценка месторождения окажется в разы выше! Стохастическое компьютерное моделирование позволяет найти подобным образом цену любого долгосрочного проекта. Этому учат на дисциплине «Оценка бизнеса».
Экономика двусторонних рынков
Это одна из дисциплин, изучаемых на программе «Экономика». Скажем, если вы иногда вызываете Яндекс-такси или Uber, то замечали, что в разных точках города и в разное время дня цены могут сильно различаться. Почему? Понятно, что как-то играют роль спрос – число клиентов, и предложение – число вышедших работать таксистов. Но как именно Uber ухитряется вести свою ценовую политику, чтобы зазор между спросом и предложением всюду, то есть среднее время привлечения таксиста в нужную точку, был минимальным? Оказывается, за кадром стоят непростые экономические и математические рассуждения, включающие теорию игр, теорию рынков, теорию массового обслуживания в стохастической обстановке, и этому можно научиться.
От теории игр к поведенческой и экспериментальной экономике
Представьте, что вы – консультант по стратегии, и консультируемая фирма находится в плохом состоянии: на разных уровнях принимаются сомнительные решения, и не ясно, где корень всех проблем. Вскоре вы понимаете, что проблема не в каком-то отдельном сотруднике. Оказывается, что каждый действует оптимально в созданных другими сотрудниками условиях, и любой поступал бы так же... А дело в совокупности этих индивидуально-оптимальных действий, то есть, компания находится в «плохом равновесии». Развязывать такие узлы учит дисциплина «Теория игр».
Но вы идёте дальше. Вы разрабатываете новые правила игры: систему стимулов и ограничений, бизнес-процессов. Как распределять задания среди сотрудников в соответствии с их предпочтениями и навыками? Как распределять клиентов наиболее подходящим менеджерам, учитывая особенности как клиентов, так и менеджеров? Как оптимально организовать аукцион закупок? Этому учат на дисциплине «Дизайн экономических механизмов».
Вы учитываете в системе оплаты, что людям небезразличны и соревнование, и справедливость. Кроме того, вы знаете, что сотрудники склонны переоценивать мгновенную прибыль в ущерб долгосрочным целям, что часто люди систематически ошибаются в своих суждениях, и эксперименты подсказывают насколько часто. Тогда вы снабжаете свою стратегию множеством поправок на случай таких ошибок, иррациональности. Этому учат на дисциплине «Поведенческая и экспериментальная экономика».