• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теория аргументации и академическое письмо

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины – формирование аналитических компетенций и навыков письма. Предполагается развитие навыков критического мышления, аргументации, написания текстов научного (академического) и прикладного характера, презентации результатов интеллектуальной деятельности. В задачи курса входит знакомство студентов с принципами критического суждения, логикой аргументации и доказательства, основными правилами чтения и письма в научном стиле, правилами и принципами презентации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины – формирование аналитических компетенций и навыков письма. Предполагается развитие навыков критического мышления, аргументации, написания текстов научного (академического) и прикладного характера, презентации результатов интеллектуальной деятельности.
  • В задачи курса входит знакомство студентов с принципами критического суждения, логикой аргументации и доказательства, основными правилами чтения и письма в научном стиле, правилами и принципами презентации.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент умеет делать логически правильные обобщения, выявлять слабости аргумента
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Факты и мнения: проблема приемлемости посылок
    Язык и истина. Факты и оценочные высказывания. Три концепции истины: соответствия, когерентности и прагматичности. Естественные виды и социальные виды. Как оценивать оценочные высказывания: понятия относительности и объективности. Различие между осознанной и неосознанной предвзятостью. Информация и знание: в чем отличие? Fake news и пост-правда: роль эмоций и личных убеждений в формировании наших представлений. Оценка релевантности источника.
  • Стандарты дедуктивных аргументов и формальные ошибки.
    Разница между индуктивным и дедуктивным аргументами. Валидные и невалидные аргументы. Природа формальных логических ошибок. Необоснованный вывод. Необходимые и достаточные условия. Обнаружение ошибки методом построения параллельного аргумента.
  • Стандарты индуктивных аргументов.
    Как индукция работает со свидетельствами и данными исследования. Общие паттерны индуктивных аргументов. Прогноз (предположение); аргумент от авторитета; аргумент по аналогии; генерализация (обобщающая индукция); причинно-следственная выводимость. Ранжирование (градация) индуктивных аргументов от слабого к более сильному. Понятия сильного и слабого индуктивного аргумента. Контекст и оценка надежности аргумента. Генерализация: неизбежность, преимущества и опасность стереотипов. Оценка вероятности. Ошибка игрока. Опционально: Теорема Байеса как полезная примем при анализе редких или маловероятных событий.
  • Объяснение и поиск причин
    Аддукция. Объяснения, теории и гипотезы. Стандарты вывода по наилучшего объяснению. Особенности повседневной выборки. Типа выборки: простоя случайная выборка, стратифицированная выборка, кластерная выборка, многоэтапная выборка Ошибки генерализации: смещённая выборка. Корреляция и каузальные отношения. Три возможных в модели объяснения причинно-следственной связи. Типичные ошибки при постулировании причинных связей (post hoc ergo propter hoc). Достаточное и необходимое условия. Контрафактические высказывания. Рандомизированное контролируемое испытание. Экспериментальные и контрольные группы, роль плацебо.
  • Введение. Что такое аргумент?
    Структура курса, правил учебной дисциплины. Мыслить быстро и мыслить медленно: теория двух систем Даниэле Канеман. Убеждение: рациональное и эмоциональное. Рассуждение, доказательство, аргумент. Проведение теста входного текста по измерению навыков критического мышления (около 20 вопросов).
  • Когнитивные ошибки (когнитивные искажения).
    Мыслить быстро и мыслить медленно: теория двух систем Даниэле Канеман. Поведенческая экономика и критическое мышление. Четыре типа эвристических правил: 1.Аффективная эвристика; 2. Эвристика доступности 3. Эвристика закрепления; 4. Эвристика репрезентативности.
  • Неформальные логические ошибки.
    Формальные и неформальные ошибки. Кооперативные и некооперативные стратегии в диалоге. Состязательный диалог. Допустима ли манипуляция в диалоге? Можно ли избежать ошибок в диалоге? Классификация ошибок: за и против. Типология логических ошибок: 1) ошибки релевантности; 2) ошибки неясности; 3) ошибки слабой индукции
  • Эффективность арументативного текста: ясность, последовательность, структура
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение [Электронный ресурс] /Чатфилд Т.; Пер. с англ. Н. Колпаковой.; БД AlpinaDigital. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 328 с. – ISBN 9785961420814 – Режим доступа: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/18472.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bowell, T., Cowan, R., & Kemp, G. (2020). Critical Thinking : A Concise Guide (Vol. Fifth edition). Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2240045