Паспорт образовательной программы
38.03.05 Бизнес-информатика
Нет
4 года
Очная форма обучения, 240
RUSENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалавр
Нет
С применением
Целью программы является подготовка специалистов, сочетающих компетенции в области информационных технологий, управления и экономики, получение высшего образования (уровня бакалавриат), позволяющего выпускнику успешно работать на позициях бизнес-архитекторов, системных архитекторов, бизнес-аналитиков, дата-инженеров, аналитики данных, руководители IT-проектов, специалисты по управлению данными, CIO, CDO.
Приобретенные фундаментальные и прикладные знания и навыки позволят выпускникам решать задачи моделирования, анализа и реинжиниринга бизнес-процессов, проектирования архитектуры предприятия, проектировать, разрабатывать и внедрять компоненты корпоративных информационных систем и систем поддержки принятия решений, создавать новые бизнесы в области разработки и внедрения цифровых технологий, управлять проектами цифровой трансформации компаний.
Компетенции в области современных технологий сбора, хранения, обработки и анализа данных позволят выпускникам работать в такой перспективной сфере как управление данными компаний.
Практическая работа составляет существенную часть программы. Курсовые проекты предусмотрены в учебном плане начиная с первого курса. Тематики проектов формируются с участием компаний-работодателей и отражают актуальные тренды в сфере управления компаниями и ИТ. Большинство выпускных квалификационных работ носит прикладной проектный характер и содержит решение задач, поставленных работодателями. Результатом выпускной квалификационной работы может быть ИТ-стартап.
Выпускники программы составляют самый востребованный сегмент специалистов IT-сферы: бизнес-архитекторы, системные архитекторы, бизнес-аналитики, дата-инженеры, аналитики данных, разработчики программного обеспечения, руководители IT-проектов, специалисты по управлению данными, CIO, CDO.
Типы задач профессиональной деятельности | Код компетенции | Формулировка компетенции | |
аналитический
| ПК-1 | способен на основе данных экономических процессов и явлений проводить микроэкономический анализ, макроэкономический анализ, строить стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты | |
ПК-2 | способен проводить сбор, подготовку, обработку, анализ и визуализацию данных для решения бизнес-задач, в том числе с использованием методов искусственного интеллекта, включая машинное обучение | ||
ПК-3 | способен проводить анализ сферы деятельности, моделирование организации и комплексный анализ архитектуры предприятия, в том числе моделирование бизнес-процессов и анализ процессной архитектуры | ||
организационно-управленческий
| ПК-4 | способен осуществлять разработку стратегии управления изменениями в организации, в том числе с учетом требований этики бизнеса и КСО, разработку бизнес-моделей | |
ПК-5 | способен планировать организационные и технические мероприятия по обеспечению информационной безопасности компании | ||
ПК-6 | способен использовать современные стандарты и методики для разработки регламентов деятельности предприятий с учетом жизненного цикла информационных систем, способен осуществлять подготовку и ведение документации на разработку и модификацию информационных систем | ||
ПК-7 | способен организовывать взаимодействие заинтересованных сторон в процессе решения задач управления жизненным циклом информационных систем компании, осуществлять согласование и утверждение требований к ИС
| ||
ПК-8 | способен осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами, управление командами разработчиков и проектно-внедренческими группами | ||
проектный
| ПК-9 | способен проектировать архитектуру предприятия с учетом потребностей заинтересованных сторон, проектировать и разрабатывать базы данных и хранилища данных | |
ПК-10 | способен проектировать, разрабатывать и внедрять компоненты информационных систем компании, в том числе систем управления данными | ||
ПК-11 | способен выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию бизнес-процессов и информационных систем компании | ||
научно-исследовательский
| ПК-12 | способен обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, используя соответствующий математический аппарат и инструментальные средства | |
ПК-13 | способен готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований | ||
консалтинговый
| ПК-14 | способен формулировать рекомендации для заказчиков по совершенствованию бизнес-моделей, бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия | |
ПК-15 | способен осуществлять анализ рынка ИС и ИКТ и выбирать рациональные ИТ решения для управления бизнесом, формулировать рекомендации для заказчиков по организации процессов управления данными в компании | ||
инновационно-предпринимательский | ПК-16 | способен описывать целевые сегменты ИКТ-рынка, находить и использовать лучшие практики продвижения инновационных программно-информационных продуктов и услуг | |
ПК-17 | способен генерировать новые идеи в бизнесе на основе инноваций в сфере ИКТ и создавать цифровые продукты для реализации этих идей |
Структура программы включает следующие образовательные модули: дисциплины общего цикла, профессиональный модуль, практический модуль (практики), модуль Data Culture и факультативные дисциплины.
Профессиональный модуль Major разделён на базовую профессиональную и вариативную профессиональную части. В рамках базовой профессиональной части учебного плана студенты изучают дисциплины предметных областей направления подготовки.
Вариативная профессиональная часть включает обязательные дисциплины и дисциплины по выбору (учебные дисциплины в рамках индивидуальной учебной траектории). Обязательные дисциплины вариативной части направлены на углубление и расширение знаний в следующих областях:
- программирование (Разработка на бизнес-ориентированных языках программирования и Low-Code системы, Программирование на Java),
- бизнес-анализ и аналитика данных (Практики бизнес-анализа, Эконометрика, Маркетинг и маркетинговая аналитика),
- экономика и управление (Экономика предприятия, Технологическое предпринимательство).
В блоке дисциплин по выбору студенту предлагается 6 дисциплин из 12 (по две дисциплины на втором, третьем и четвертом курсах). Студенты смогут расширить и углубить знания по следующим индивидуальным траекториям:
- архитектура данных и управление данными (Хранилища данных, Big Data, ETL-процессы и качество данных),
- информационные системы и технологии (Корпоративные информационные системы, Цифровые бизнес-модели, Оценка эффективности информационных систем, Управление цифровым продуктом и продуктовая аналитика),
- системный анализ и анализ данных (Теория игр, Нейронные сети, Системное мышление, Управление предприятием в конкурентной среде).
Существенная роль в обучении отводится проектной работе. Обучающиеся выполняют проекты по тематикам «SWOT- анализ», «Моделирование организации», «Проектирование и реализация информационной системы».
Область профессиональной деятельности (Реестр профессиональных стандартов) |
Типы задач профессиональной деятельности |
Коды профессиональных компетенций |
06 Связь, информационные и коммуникационные технологии |
|
|
06.001 Разработка компьютерного программного обеспечения |
проектный; инновационно-предпринимательский; |
ПК-10; ПК-17 |
06.011 Поддержание эффективной работы баз данных, обеспечивающих функционирование информационных систем в организации |
проектный; консалтинговый |
ПК—9; ПК—15 |
06.012 Предпринимательская деятельность в области информационных технологий |
инновационно-предпринимательский |
ПК-16; ПК-17 |
06.014 Управление информационными технологиями (далее - ИТ) в экономике и государственном управлении |
организационно-управленческий; проектный;
|
ПК-4, ПК—6, ПК-8; ПК-11 |
06.015 Создание и поддержка информационных систем (ИС) в экономике |
аналитический; организационно-управленческий; проектный;
|
ПК-3; ПК-7; ПК-9, ПК-10 |
06.016 Менеджмент проектов в области информационных технологий (ИТ) |
организационно-управленческий; |
ПК—7, ПК--8 |
06.017 Руководство разработкой компьютерного программного обеспечения |
организационно-управленческий; |
ПК-8 |
06.019 Разработка технической документации и методического обеспечения продукции в сфере информационных технологий (далее – ИТ) |
организационно-управленческий; научно-исследовательский
|
ПК-6, ПК—7; ПК-13 |
06.022 Проектно-исследовательская деятельность в области информационных технологий |
научно-исследовательский |
ПК—12, ПК--13 |
06.031 Автоматизация информационно-аналитической деятельности (далее – АИАД) |
аналитический |
ПК—1, ПК—2, ПК--3 |
06.042 Создание и применение технологий больших данных |
аналитический; проектный; |
ПК-2, ПК—9 |
07 Административно-управленческая и офисная деятельность |
|
|
07.007. Деятельность по анализу, регламентированию, проектированию, оптимизации, автоматизации, внедрению и контролю процессов и административных регламентов организаций |
аналитический; организационно-управленческий; |
ПК-3; ПК—5, ПК—6 |
07.013. Управление и использование цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации |
организационно-управленческий; консалтинговый |
ПК—4, ПК-14, ПК—15 |
08.037. Деятельность по выявлению бизнес-проблем, выяснению потребностей заинтересованных сторон, обоснованию решений и обеспечению проведения изменений в организации. |
аналитический; организационно-управленческий; организационно-управленческий.
|
ПК-3, ПК—4, ПК-7 |
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин