«Всё, что беспокоит человека - является его точкой роста»
Чем занимается аналитик? Какие навыки необходимо развивать для карьерного роста? На что стоит обратить внимание специалистам в этой сфере? Наш выпускник поделился своим мнением и дал несколько ценных советов.
— Каким был ваш путь поступления в Питерскую Вышку? Почему вы решили переехать в другой город, но сохранили приверженность Высшей Школе Экономики?
— Вопрос интересный. По поводу переезда в другой город - причины, скорее, личные. Что касается выбора вуза для обучения в магистратуре, передо мной стоял вопрос - куда я смогу поступить по конкурсу портфолио?
Вышка всячески поощряет участие в региональных, всероссийских и международных мероприятиях и олимпиадах, проектах и конкурсах. У меня были благодарности и дипломы из НИУ ВШЭ — Пермь и ПГНИУ, хорошо получилось защитить диплом, поэтому было немного легче поступить в Питерский кампус, чем на направления, где требовалось сдавать дополнительные экзамены или тестовые задания. Кроме того, мне понравилось обучение в Пермском кампусе Вышки, я мог сочетать учебу с работой в отделе корреспонденции, участием в зимних школах и олимпиадах, занятиями в спортивной секции (Максим Юрьевич, передаю вам привет!).
Практически ни в одном другом вузе не нашлось программы, которая бы мне подошла. Но, сравнивая разные направления обучения, я остановился на программе «Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер» в НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, теперь она называется «UX-аналитика и проектирование информационных систем».
Важно отметить, что на выпускных и промежуточных работах в бакалавриате я старался не просто сдать проект, но сделать его «с душой». Когда мы делали оконные приложения, например, простую программу по рисованию графиков, калькулятор или валидатор для банковской карты, мне хотелось думать о том, как сделать так, чтобы человеку было удобно, практично и легко этим пользоваться. Я понимал, что это то, чем хочу заниматься - эффективно закрывать потребности пользователя. Поэтому выбранная магистерская программа полностью отвечала моему запросу.
— Как был организован ваш учебный процесс в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург? Было ощущение, что Вышка вне зависимости от кампуса - это единый университет?
— Прподаватели Вышки научили меня - когда мы делаем исследования, будь это статистика или проектирование интерфейса, то всегда учитываем контекст. И именно об я призываю помнить, сравнивая периоды, сопоставимые с моим обучением в бакалавриате и магистратуре.
В Пермском кампусе я провел 4 года, больше прочувствовал внутренние процессы, успел в них погрузиться. В Санкт-Петербурге я учился 2 года, и во время первого года обучения началась пандемия: мы с преподавателями и учебным офисом практически не контактировали оффлайн.
Однако, замечу, что с возникающими сложностями в связи с эпидемиологическими ограничениями все справились прекрасно! Каких-то отличий в организации обучения, в преподавательском подходе я не увидел, поэтому смело рекомендую учиться в любом из кампусов Вышки! (улыбается)
— Вам было сложно учиться? Какие дисциплины во время учебы произвели на вас самое яркое впечатление? Может быть помните преподавателей, которые на вас повлияли в профессиональном плане?
— В магистратуре у человека чаще всего возникает полный рабочий день (full-time job), т.е. бОльшая ответственность (по сравнению с работой на неполный день). Также наложился переезд в другой город. Поэтому свободного времени было гораздо меньше.
С одной стороны, это усложняло процесс обучения, потому что хотелось углубляться в дисциплины и университетскую жизнь. С другой стороны - условия студентов осознавали и наши преподаватели, учебный офис; они грамотно рассчитывали общую нагрузку, так что я не ощутил возникновения ситуаций, когда заданий было невыполнимо много.
Гибкий подход в обучении (agile-практика) заключался в сокращении времени между получением теории и ее применении на практике: т.е. после изучения темы нам предлагали больше практических работ и дополнительную литературу для самостоятельного изучения, если хотелось сильнее углубиться в тему.
Относительно дисциплин - больше всего запомнились дисциплины менеджмента, психологии (социальной, когнитивной и общей), архитектуры и UI; отдельно стоит выделить анализ данных - самую сложную и одну из самых интересных дисциплин. В каждой из них преподаватели (по моему мнению) сумели раскрыть прикладные аспекты в сфере конкретно разработки ПО и информационных технологий.
Кстати, о преподавателях - они классные и всегда шли навстречу! (в разумных пределах, разумеется) Денис Игоревич Булыгин, Алена Владимировна Суворова, Илья Леонидович Мусабиров, Илья Андреевич Пшеничный, Роман Вадимович Тихонов, и другие; всем им огромное спасибо! Благодаря их стараниям, не заметил серьезных препятствий, чтобы сдавать работы своевременно, получать соответствующие оценки.
Вдобавок следует отметить последнее ключевое отличие между бакалавриатом и магистратурой - это отличие между дипломом и диссертацией. В дипломе достаточно включить в работу что-то практически-применимое, в диссертации же необходимо привнести в сферу знаний что-то новое. Если бы не советы Ильи Леонидовича и Алены Владимировны, скорее всего, написание диссертации было более болезненным и гораздо менее успешным.
— Как вы считаете, учеба в магистратуре сильно углубила ваши профессиональные знания и навыки? Можно ли сказать, что вы поменяли направление обучения, или это было именно углубление в отрасль?
— Важно уточнить некоторые детали: о каких конкретно навыках мы говорим? Первое: профессиональными компетенциями могут быть как хард, так и софт скиллы; второе: совпадают ли треки бакалавриата и магистратуры - чтобы говорить именно об углублении, они должны сочетаться.
В магистратуре, в процессе изучения UX/UI-дизайна из софт скиллов мы приобрели умение работать по методологии Agile (прим. ред.: применение принципов гибкой разработки и бережливого управления в процессе разработки программных продуктов) - это реальные и осязаемые навыки работы в команде над продуктом, в том числе по оперативному созданию наглядных артефактов работы.
Хард скиллов тоже развили достаточно: были возможности углубить свои знания в верстке, архитектуре, применении как практических, например, GoogleCollab, так и теоретических инструментов, например, модель C4.
— Как вы считаете, какая ваша компетенция наиболее сильная?
— Из софт скиллов хочется подчеркнуть способность работать в команде и со старшими, и с младшими коллегами; обработку информации различного характера: умение выделить важные детали на фоне общей массы материала.
Из хард скиллов - работа со статистическими данными: мода, медиана и доверительный интервал; теперь они имеют смысл. Как оказалось, анализ данных и эконометрика - нужные инструменты. Также хочется отметить умение работать в прикладном программном обеспечении - работа со статистическими данными и с базами данных, в том числе, с использованием Python. Этот язык можно называть вторым самым полезным хард скиллом. Однако, у каждого Python свой - т.к. с поправкой на технические, технологические и «бизнесовые» ограничения предметной области, спектр задач по применению Слишком широк для одного специалиста (если он не позиционирует себя как разработчик). Поэтому далеко не факт, что, пройдя основные модули обучения языку, человек сможет разработать сходу все, что угодно.
— Расскажите подробнее о своей карьере: от первой работы до того места работы, где вы продолжаете профессиональный путь сейчас.
— Я начал работать на третьем курсе бакалавриата. Ввиду личных причин возникла необходимость иметь доход, помимо стипендии. По рекомендации преподавателей я пошел на стажировку в локальную компанию, там по спектру задач проработал от младшего до старшего аналитика, однако, «де юро» считался обычным.
Хотел бы отметить, что существует разделение на бизнес-аналитиков и системных аналитиков; моя карьерная траектория сделала виток в число первых. Сначала я работал по большей мере с документацией, замещал техписа (прим. ред.: технический писатель ), выполнял задачи тестирования. Потом пошли задачи поближе помощи руководителя проектов и старшему звене аналитики: у меня появилась возможность общаться с заказчиками.
Также, заметил паттерн, который прослеживался не только в моем случае: в начале работы важны хард скиллы, но чем больше опыта и чем выше должность, фокус смещается на софт скилы, навыки управления, декомпозиции и делегирования - при вертикальном росте, если в компании не настроена «горизонтальная мобильность».
Поэтому, так как в карьерной траектории софт скиллы будут развиваться по ходу дела, советовал бы не забывать освежать хард скиллы, потому что, даже если они в определенный момент не используются, всегда будут востребованы и необходимы.
- Расскажите о компании, в которой вы сейчас работаете. Чем вы занимаетесь в компании?
- Я работаю в прекрасной компании Usetech, она является подрядчиком и работает как на отечественном, так и на международном рынке. В настоящий момент, задействован в проекте, реализуемом в рамках нашей страны. Нареканий нет - достойная зарплата, гуманное отношение к сотрудникам и как в Вышке, есть увлекательные корпоративы и внерабочие, регулярные мероприятия (конференции, митапы, семинары).
Сейчас я вовлечен в весь процесс реализации программного обеспечения - занимаюсь документацией, взаимодействием с заказчиком, курирую работы команд разработки тестирования, дизайна, разработки.
— Какие сложности есть в вашей работе? Какие практические знания со времен обучения удается применять?
— На самом деле, всё что беспокоит человека - является его точкой роста. Я всегда с удовольствием берусь за новые задачи, сложностей в работе у меня не много. Единственное, что можно отметить как беспокойство - это страх потерять наработанные мною хард скиллы. Работаю над этим и ищу способы их сохранения - решение кейсов и применение теории на практике.
Сейчас моя главная точка роста - это научиться соблюдать work-education-life-balance. На бакалавриате у нас как-то раз проходила лекция с пришлагенным спикером-практиком, и я хорошо запомнил его цитату: «Совмещать работу и учебу-тяжело, совмещать работу, учебу и личную жизнь - почти невозможно». Я на своем опыте в этом прекрасно убедился, по крайней мере, в период бакалавриата, когда учебы может быть особенно много.
— Есть ли какие-нибудь особенности корпоративной культуры? Вы работаете удаленно, или в офисе? Как организован ваш рабочий день?
— Когда меня приняли на работу, мне прислали не только документы на оформление, но и welcome-box с кучей приятных мелочей: различные канцелярские принадлежности, стикеры и милую уточку для ванны.
Я работаю удаленно, потому что офис моей компании в Санкт-Петербурге организован в дистанционном формате или в формате коворкинга - это, конечно, уменьшает коммуникацию между сотрудниками. Однако, когда проходят различные корпоративы и другие мероприятия, то приезжают коллеги из других городов. Считаю, что такие встречи очень важны, т.к. помогают лучше узнать людей, с которыми я работаю, что положительно влияет и на качество будущей совместной деятельности.
Мне нравится, что наши руководители понимают важность таких мероприятий и по мере возможностей содействуют нашему взаимодействию внутри компании.
— Каким вы видите дальнейшее развитие в карьерном плане для себя? Есть ли у вас какие-то амбициозные цели?
— На самом деле, план развития на данный момент находится режиме гибернации. Сейчас в компании начался новый квартал, все очень торопятся с бюджетами и задачами, поэтому хотелки в виде работы над персональными пет-проектами переходят на второй план.
Есть желание прокачать свои навыки в UX-дизайне и попробовать себя в смежной должности в работе над более мелкими задачами, чтобы освежиться и меньше заниматься координацией, больше прокачивать хард скиллы. Цели стать лучшим аналитиком в мире нет. Можно, конечно, попробовать сертифицироваться, но, насколько я знаю, это не всегда играет роль даже на собеседовании во время трудоустройства.
— Назовите 3 слова, с которыми ассоциируется Вышка?
— Дедлайн, проекты и мотивация.