«Одновременно важно быть упорным и уметь подстраиваться под ситуацию»
— В своем видеоролике «In the beginning of career…» вы говорили, что образование – это инструмент к достижению целей. Помогло ли вам образование достичь высот, о которых вы мечтали?
— Есть такие люди, которые думаю, что вот окончат Высшую школу экономики, и их с руками и ногами «оторвут» работодатели, только потому, что они выпускники Вышки. Особенно когда Вышка заняла TOP#1 в «Forbes», это еще больше усилило чувство превосходства выпускников Вышки над остальными кандидатами. Это очень плохо, если выпускники надеются только на «корочку». Такие завышенные ожидания обречены разбиться о реальность.
Работодателю интересно, чтобы ты хорошо выполнял свою работу. В некоторых вакансиях можно найти, что работодатель указывает предпочтение по выпускникам определенных вузов. В этом случае университет выступает гарантом, что ты был в community талантливых ребят, прошел ряд курсов. В таком случае, диплом НИУ ВШЭ – лакмусовая бумажка, указывающая на уровень. Но чем быстрее ты поймешь, что тебе нужен практический опыт, тем лучше.
Нас на менеджменте учили всему понемногу: финансы, маркетинг, HR, стартапы и прочее. Тебя с 18 лет готовят стать топ-менеджером, и чтобы этого добиться, нужно многое преодолеть самостоятельно. Вот так я пришел к выводу, что образование – это инструмент. С кейс-чемпионатами, с клубами, которые есть в Питерской Вышке, с преподавателями и нетворкингом, проходя стажировки, сильно ощущается ценность принципа «80 на 20».
— Что, на ваш взгляд, помогает выпускнику почувствовать, что он все еще часть семьи Вышки?
— Есть чаты выпускников, где коллеги могут предлагать вакансии и просто общаться. Random Coffee Bot очень крутая штука, я несколько раз им пользовался, это интересный опыт. Нужны инструменты для коммуникации на разных уровнях, тогда будет ощущаться сопричастность. Я закончил Сколково, и там очень сильное community выпускников, есть много клубов по интересам, выпускники собираются и ездят с экскурсиями в другие города. Еще там организовали что-то вроде социальной сети выпускников, где есть описание профиля, чем человек может быть полезен. Словом, чем больше будет общения и связей внутри сообщества, тем лучше.
— В вашей жизни коммуникация и нетворкинг играют большую роль?
— Кстати, я недавно пытался найти ментора через программу менторства Вышки, который поможет мне разобраться, как систематически развивать нетворкинг и как его структурировать. Пока что у меня нет четкого запроса, поэтому не могу сказать, что нетворкинг играет большую роль. Но могу привести пример, со мной в Сколково училась девушка, которая зарабатывает тем, что знает других людей. К ней приходят компании с запросом – нам нужен человек на позицию (обычно «технари» - системные инженеры, data scientist), и она по своим каналам ищет кандидата, а за это от компании она получает оплату.
— Расскажите о своем опыте в Сколково, что вас привело туда?
— Я оказался там случайно. Когда я жил в Питере, я знал, что есть вокруг – какие карьерные возможности. На 4 курсе я переехал в Москву, и там мне было ничего неизвестно. Было какое-то мероприятие от Unilever в Школе управления Сколково, и я подумал – класс, пойду и посмотрю, может там будут интересные разработки, а оказалось, что это совсем другое. Есть два Сколково: Сколтех – техническое, инженерное, в нем фокус на технологии, и Школа управления Сколково – это чисто бизнесовая история, где больше про стартапы. Я учился как раз в Школе управления Сколково.
Я попал в пилотную версию программы Move, которую организовали МТС. Нас набрали 40 человек – был отбор резюме и тестовое задание. Причем, задания были необычные, там был тест на знание цифровых продуктов. Допустим, показывают логотипы компаний и спрашивают, что из этого стриминговый сервис, что агрегатор такси, где на сайте можно оплатить картой. И сначала кажется, что все просто, что я Яндекс.Музыку и Spotify не определю? Но потом задания становятся все глубже и сложнее. После отбора нас поделили на команды по 5 человек и сказали, что мы будем заниматься стартапами, началось обучение. Нас учили экономике, маркетингу, HR, финансам, всему, что нужно знать стартаперу и prodact-менеджеру, а параллельно мы развивали наши проекты. Нам давали также трекера и ментора: трекер – это консультант, он помогает правильно проходить этапы проекта, а ментор – человек из МТС – помогает упростить коммуникацию между компанией и командой стартапа.
Мы делали улучшенную голосовую почту для МТС. Из-за того, что это было технически сложное решение, а у нас было всего два технаря – дизайнер и робототехник, никто из них не умел писать код и делать приложения, поэтому мы очень сильно ошиблись. Продвинуться в МТС не получилось, но в итоге, я сейчас делаю все тоже самое, только в Тинькофф. Весь опыт был очень полезен.
— После вашего рассказа я для себя точно уловила, что нужно не сдаваться, стремиться к чему-то, быть несгибаемым.
— Да, с одной стороны – быть несгибаемым, а с другой стороны гибким. Одновременно важно быть упорным, и уметь подстраиваться под ситуацию, потому что это все-таки рынок, спрос и предложение. Не обязательно, что для тебя точно «зарезервировано» место, которое ты хочешь заполучить.
— Гибкость и несгибаемость можно натренировать?
— У нас в Тинькофф есть ревью каждые три месяца, и после первых трех месяцев мне дали feedback, что я немного мягкий. Например, поставлю задачу и жду, что она сама выполнится. Мне нужно уметь доводить задачу до конца, и я даже в Trello завел себе отдельную колонку «допушить». Это помогло мне выработать настойчивость. А что касается гибкости, мне здесь помог опыт стартапов, когда ты пробуешь одну гипотезу, и она не работает, то нужно пробовать другую. Как сказал Томас Эдисон: «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают». Поэтому нужно пробовать, не попробуешь – не узнаешь.
— А какие навыки нужны стартап-разработчику?
— В стартапе важно уметь быстро и дешево тестировать гипотезы. Не держаться за свою идею, корректировать мнение в зависимости от новых данных. Есть классный курс на «Go practice» для продактов, там учат, как принимать решения, основанные на данных, видеть закономерности, принимать решения на основе анализа. Также командообразование, коммуникация, ведь один ты ничего не сделаешь. Еще нужно уметь видеть и пользоваться возможностями, от случая может зависеть многое.
— Развитие в каких сферах и направлениях на рынке труда кажутся вам более перспективным на данный момент?
— Могу больше сказать про IT. Прежде всего, управление людьми, это для project-менеджеров. Системные аналитики нужны рынку труда, люди, которые могут связывать разные системы между собой, анализировать готовый продукт. Нужны аналитики данных, разработчики и рекрутеры. Несмотря на роботизацию, в сфере в любом случае без человека не обойтись.
— Как вы думаете, сильно ли влияет пандемия на условия работы? Вернется ли все в прежнее русло?
— Мы с командой часто ходим в офис. Мы настолько привыкли заходить в Zoom... Когда мы сидим в одной переговорке, и нам нужно показать что-то на экране, мы не садимся с одной стороны и показываем, а мы заходим в Zoom и включаем демонстрацию экрана. И вроде шутим, но все же это удобно.
Очень сказывается отсутствие команды рядом. Это важная штука, невозможно без тесного человеческого взаимодействия, хотя «удаленка» – это удобно. Очень много стало цифровых сервисов, корпоративных мессенджеров. Компьютер – то, с чем ты проводишь весь день, хотя внутри него целый мир.
— И напоследок, дайте совет выпускнику, который вы бы могли адресовать себе в прошлом.
— Первое, не нужно стесняться, не переживай, что подумают. Это твоя жизнь! Второе, нужно, чтобы тебе нравилось то, что ты делаешь. Твоя работа или твой проект будут занимать большую часть твоего времени, если они не будут тебе нравиться, ты будешь просыпаться утром и думать «опять на эту работу!», будет плохо. Нужно, чтобы тебя драйвило то, чем ты занимаешься! Это очень сложно найти, согласен, возможно, нужно будет искать всю жизнь, но это действительно важная вещь. Представь, ты занимаешься любимым делом, а тебе еще за это деньги платят. И третье, нужно не сидеть сложа руки, что-то пробовать, это дает тебе опыт.
Интервью подготовила студентка 3 курса ОП "Международный бизнес и менеджмент" Нилуфар Янгибоева.