«У меня есть внутренняя тяга к чему-то сложному»: Анна Данилова о выборе юриспруденции, академической мобильности и любви к медицинскому праву

— Вы окончили бакалавриат по направлению«Юриспруденция» в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Расскажите, что подтолкнуло вас выбрать именно это направление?
— Мой путь к поступлению начался еще в 10-м классе. В старшей школе у нас появились дополнительные предметы, и один из них — право — особенно привлек мое внимание. Я всегда любила учиться и с удовольствием посещала дни открытых дверей в разных университетах. Особенно мне запомнился такой день в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, где была достаточно свободная и современная атмосфера.
В 11 классе я уже начала целенаправленно готовиться к поступлению именно в Питерскую Вышку. Этот университет требовал сдачи бо́льшего количества предметов на направление «Юриспруденция» — история, обществознание, русский язык и английский. В другие университеты обычно сдавали только три предмета, но мне показалось интересным проверить свои знания сразу с нескольких сторон.
После окончания школы я поступила сюда и даже не подавала документы в другие вузы, потому что была уверена — это моё место, здесь я хочу учиться и развиваться.
— Вы участвовали в академической мобильности в Китай, расскажите подробнее об этом опыте.
— В старшей школе я рассматривала возможность поступления на программу Юриспруденция (с углубленным изучением китайского языка и права КНР) в СПбГУ. Однако эта программа была достаточно новой, отзывов на нее было не так много, поэтому я решила не рисковать, но при этом все равно хотела попробовать связать свое обучение с Китаем.
Перед поступлением я также думала о вопросах мобильности, но тогда мне казалось, что это что-то трудноосуществимое и не совсем реальное.
— Почему вы выбрали именно Китай для академической мобильности? Что именно привлекло вас в этой стране или культуре?
— Кажется, у меня есть внутренняя тяга к чему-то сложному и глубокому. Кроме того, меня всегда привлекала культура Азии. Этот интерес был для меня важным при выборе направления обучения, и я старалась углубляться в эти темы, когда изучала разные возможности.
— Юриспруденция в основном связана с законодательством России. Как у вас получилось адаптировать эту специальность для обучения за границей?
— Это было очень непросто. Когда я общалась с деканом моего факультета, он сразу предупредил меня, что если я решу поехать учиться заграницу, то останусь на второй год из-за сложностей в согласовании Индивидуальногоучебного плана (ИУПа). Дело в том, что студенты, которые начинали обучение годом позже меня, должны были учиться пять лет, тогда как мой курс — четыре года. В итоге получилось бы, что мне пришлось бы учиться не один, а два дополнительных года.
К тому же в Китае в 2022 году из-за COVID-19 была возможность учиться онлайн, и сроки мобильности совпали с этим периодом. В результате, я продолжила учиться в Вышке на 4 курсе, сдавая экзамены на осенней и зимней сессии, и параллельно с этим проходила курсы в китайском университете дистанционно, также сдавая сессию зимой.
— Можете ли вы выделить отличительные особенности учебного процесса в России и в Китае?
— Одним из ключевых преимуществ обучения в Китае были небольшие группы. Если в Санкт-Петербурге у нас в группе было около 28 человек, то в Китае по мобильности училось всего 6 студентов. Мы не обучались с китайскими студентами напрямую — нас выделили в отдельные группы, где изучение китайского законодательства велось на английском языке.
Одной из особенностей обучения в Питерской Вышке была развитая система обратной связи. Преподаватели регулярно интересовались нашим мнением по пройденному материалу. В Китае же образовательный процесс оказался более консервативным: лекции в основном проходили в формате «слушания», и преподаватели не всегда охотно отвечали на вопросы во время занятий. Однако задать вопрос всегда можно было по электронной почте. Думаю, это было связано с языковым барьером: из-за разницы в произношении английского языка преподавателям было сложно сразу понять наш устный запрос. Им было проще отвечать в письменном формате, где мы могли четко сформулировать свою мысль.
— Есть ли какой-то курс, который особенно запомнился или понравился вам как на бакалавриате в Вышке, так и во время академической мобильности?
— На бакалавриате я ездила по мобильности в Москву, где помимо прочего я изучала предмет«Право и биоэтика». В Санкт-Петербурге мне особенно запомнилось семейное право, но это больше благодаря харизматичному преподавателю — Титову Илье Евгеньевичу.
В Китае я проходила курс, посвящённый основам китайской культуры, где нам рассказывали о истории, географии, кухне и других культурных особенностях Китая.
— Раз уж мы затронули тему преподавателей, не могли бы вы выделить кого-то, кто оказал на вас особенно сильное влияние?
— Хотела бы отметить преподавателя научно-исследовательского семинара — Александра Закревского. Он несколько отличался от других преподавателей своим подходом: старался общаться со студентами на равных, объясняя материал простым и понятным языком. Мы только что пришли со школы, были молодыми и неопытными, и он делал всё возможное, чтобы доступно и подробно разъяснить сложные темы, в том числе по философии права.
— Можете подробнее рассказать о своём опыте подачи заявок на программы академической мобильности — как в Москву, так и в Китай? С какими трудностями вы столкнулись и насколько по-разному для вас прошла каждая из мобильностей?
— Поступление в Москву по мобильности оказалось достаточно простым процессом. Нужно было просто обратиться в учебный офис и выразить желание участвовать в обмене. Единственным вызовом у нашего факультета был ИУП, который нужно было составить максимально близко к программе московского кампуса. Несмотря на то, что наши факультеты имеют одно направление, дисциплины в Москве и Санкт-Петербурге немного отличаются по содержанию и объему.
Сложности возникали и в виду того, что предметов в Москве оказалось очень много, а на некоторых курсах не набиралось достаточное количество студентов, и в конечном итоге они не проводились. Приходилось регулярно обновлять учебный план, повторно отправлять его в учебный офис и согласовывать изменения. Тем не менее, учебный офис Питерской Вышки оказался весьма гибким, быстро реагировал на все вопросы и активно помогал решать возникающие вопросы.
Поступление в Китай было сложнее — это случилось во втором семестре третьего курса в 2022 году. Многие европейские университеты на момент подачи заявок на мобильность прекратили сотрудничество с российскими ВУЗами, поэтому из оставшихся вариантов у меня был Китай. Требовалось составить ИУП, приложить статьи, подтверждение ассистентства у преподавателей и благодарности за участие в мероприятиях, волонтерской деятельности или выступления на конференциях. Конкурс был серьезный, поскольку было много желающих, учитывался средний балл и другие показатели. Из-за ограниченного количества мест это вызывало некоторое волнение, так как была вероятность не пройти, но мое тщательно собранное портфолио и первое место в рейтинге студентов сделали мою мобильность реальной.
— Какой опыт адаптации был для вас сложнее?
— Когда я приехала в Москву на третьем курсе, влиться в уже сформированные группы было немного сложно. Хотя у меня была отличная группа и меня приняли хорошо, я все равно поначалу боялась остаться в стороне и оказаться невидимой для коллектива. К счастью, все сложилось удачно.
Также возникли некоторые сложности из-за различий в форматах обучения между Санкт-Петербургом и Москвой. На Юридическом факультете в Питере у нас больше практико-ориентированный подход — мы решаем задачи, разбираем кейсы и активно обсуждаем материал. В Москве же обучение было более теоретическим с большим количеством заданий на запоминание.
Что касается обучения в Китае, там было немного проще, поскольку программа была онлайн. Мне было интересно попробовать учиться на английском языке и погрузиться в атмосферу другого университета. Однако совмещать обучение в Питерской Вышке на четвертом курсе и параллельно в китайском университете было непросто, так как оба процесса занимали время и требовали большого количества усилий.
— Вы упомянули разные форматы обучения в Московской и Питерской Вышке. Какой из них вам ближе и почему?
— С одной стороны, практика очень важна, ведь именно она помогает применять знания в реальной работе, учит решать конкретные задачи. Но с другой стороны, теория — это фундамент, который необходим для понимания основ перед началом профессиональной деятельности. Мне кажется, именно теоретическая база понравилась мне чуть больше, так как практика в любом случае развивается с опытом работы.
В целом, такой баланс между теорией и практикой — очень интересный и полезный подход.
— Вы также посещали летнюю школу в Китае и учились в Пекинском педагогическом университете. Расскажите подробнее об этом опыте.
— Я училась в этом университете по программе мобильности, и уже будучи в магистратуре получила рассылку о летней школе по философии. Школа ориентирована на общее развитие и принимает студентов из разных стран,университетов и направлений.
Я подала заявку, прошла небольшой отбор и интервью с организаторами, успешно справилась со всеми этапами отбора и поехала учиться. Это был мой первый опыт посещения Китая, и я наконец-то смогла увидеть университет, где была формально зарегистрирована на мобильности, но фактически его не посещала из-за дистанционного формата обучения.
— Расскажите о посещении второй летней школы, которая проходила в Китайском университет в Гонконге. Что вам больше всего запомнилось?
— Это была ознакомительная поездка: нас привезли в Шэньчжэнь в кампус Гонконгского университета. Мы проходили мастер-классы в университете, знакомились с кампусом. Также нам организовывали экскурсии разные технологические и химбио- компании. Помимо этого университет организовал нам поездки в Гуанчжоу и в Гонконг.
Эта программа отличалась от первой летней школы, и в целом мне было интересно познакомиться с другой частью Китая, так как Шэньчжэнь находится на юге. Было заметно различие между провинциями и городами, что сделало поездку особенно познавательной.
— Если сравнивать две программы академической мобильности и две летние школы, какой из этих опытов запомнился вам больше всего и почему?
— Мне больше всего понравилась летняя школа в Пекинском педагогическом университете. Наша группа была очень разнообразна: студенты приехали из Нидерландов, США, Франции, Италии, Англии, Швеции, Ирана, Ливана, Афганистана, Индии, Индонезии, Сингапура, Южной Кореи и других стран — всего нас было около сорока человек. Было очень интересно общаться с представителями разных культур — у каждого была своя история и особенности, но несмотря на это, мы все быстро нашли общий язык и были очень дружны как во время самой программы, так и после ее завершения.
Когда я ехала на программу, немного боялась, что меня не примут, ведь я была единственной из России. Мне казалось, что у представителей некоторых стран могут быть предубеждения, но на деле всем было все равно — все просто хотели дружить и обмениваться опытом. Мой главный вывод после возвращения — мы все одинаковые, нет никакого разделения, мы все люди этого мира, и знакомство с такой разной компанией людей было очень ценно.
В свою очередь, летняя школа в Гонконгском университете в Шэньчжэне собирала студентов по университетам, и там группа была менее разнообразной — например, из Италии приехало около 12 человек, из Швеции — 3-4, из Германии трое. Это тоже было интересно, но по ощущениям мне больше понравилась летняя школа в Пекине, так как никто до этого не был знаком между собой.
— Несмотря на обширный опыт обучения, для магистратуры вы также выбрали
факультет права ОП «Фармправо и здравоохранение», не задумывались ли вы сменить направление и отойти от юриспруденции?
— Наверное, нет, с третьего курса мне особенно понравилось направление фармацевтического и медицинского права. Я решила развиваться именно в этом направлении и связать с ним свою будущую карьеру.
— Расскажите, с чего началась ваша карьера?
— У меня был опыт прохождения практики: от Питерской Вышки меня направляли в частную медицинскую организацию — клинику эстетической медицины Доктора Груздева. На четвертом курсе я проходила преддипломную практику в Детском санатории «Солнечное» в Сестрорецке – Курортном районе г. Санкт-Петербурга. Всё это стало отправной точкой моей карьеры. После поступления в магистратуру в Москве я устроилась работать в частную медицинскую организацию в качестве юриста.
— Можете подробнее рассказать о своей работе? Какие у вас основные обязанности?
— Сейчас я работаю в группе компаний «Фэнтези», которая включает в себя стоматологию для детей и взрослых, а также направление общей медицины. В компании работает около 1200 человек, и я одна отвечаю за юридические вопросы, поэтому каждый мой рабочий день проходит очень разнообразно и необычно.
В мои обязанности входит договорная работа, урегулирование конфликтных ситуаций с пациентами, корпоративное, судебное и частично кадровое направление. Важной частью моей работы является консультирование сотрудников группы компаний по различным юридическим вопросам, помощь в решении возникающих проблем и разъяснение сложных правовых аспектов.
— Можете ли вы выделить какой-то навык, который вы приобрели во время учёбы в университете и который особенно помогает вам сейчас в работе?
— Уже с середины бакалавриата я столкнулась с многозадачностью — помимо учебы появилось множество других дел: подработка, волонтерские проекты и личные интересы. Всё это нужно было уметь совмещать и эффективно организовывать своё время. Благодаря опыту в Вышке я научилась правильно планировать и распределять задачи, что помогает сейчас справляться с большим количеством обязанностей.
— Вы участвовали в BRICS+. Расскажите подробнее об этом опыте.
— Высшая школа экономики набирала делегацию студентов для участия в Молодежном саммите BRICS+. В первый год мне не удалось попасть на мероприятие, но во второй раз я успешно прошла отбор и представляла свой проект в Кейптауне. Помимо самого саммита мы гуляли по городу с другими участниками. Вместе со студентками Вышки я ездила на экскурсию на Мыс Доброй Надежды. Это были, наверное, мои самые яркие впечатления в жизни (на данный момент).
— Вы активно участвовали в волонтерских проектах во время учёбы в университете. Расскажите, как начался ваш путь в волонтёрстве и можете ли вы выделить какой-то интересный опыт?
— Перед подачей на международную мобильность необходимо было собрать определённый пакет документов. В мой год одним из критериев набора баллов за портфолио было наличие благодарностей за волонтерство. Мне показалось важным попробовать себя в этом направлении.
В Высшей школе экономики, как в Москве, так и в Петербурге, есть волонтёрские центры. Я заметила объявление о ближайшем мероприятии, которое совпало с моим днём рождения, и решила провести его именно так. Это был Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами». Мы выполняли роль прокторов, следили за участниками, помогали им при возникновении вопросов во время олимпиады.
Самым ярким событием для меня было волонтёрство на Конгрессе молодых учёных в Сочи. В составе четырех студенток от Вышки мы были приглашены помогать участникам ориентироваться в пространстве крупного комплекса «Сириус» и информировать их в рамках самого Конгресса по интересующим вопросам. Здание было очень большим, и нам нужно было направлять людские потоки, консультировать гостей, среди которых были иностранцы. Здесь особенно пригодились не только навыки коммуникации, но и знание английского языка.
— Расскажите, что вас увлекло в волонтерской деятельности и почему этот опыт стал важен?
— Участие в таких мероприятиях даёт возможность познакомиться с большим количеством интересных людей и завести новых друзей. Это шанс попробовать себя в разных событиях, на которые я, возможно, не решилась бы пойти самостоятельно. Помимо этого, такие мероприятия позволяют получить новые знания — будь то конгрессы, конференции или встречи со специалистами в определенных областях.
У меня есть желание помогать, консультировать и быть полезной — именно это мотивирует меня участвовать в этих инициативах.
— Если оглянуться на ваш опыт и подумать о будущем, кем вы видите себя через 5-10 лет? Есть ли у вас конкретные цели, желания или мечты, которые хотелось бы реализовать?
— Я бы хотела сохранить связь с Высшей школой экономики, будь то Питерская или Московская Вышка — как сложится. Мне было бы интересно заниматься преподавательской деятельностью, хотя пока до этого ещё далеко. В общем, я не хочу закрывать для себя этот этап и надеюсь продолжить сотрудничество, возможно, в роли преподавателя или другого сотрудника.
— Есть ли у вас уже мысли о предмете или направлении, по которому вы хотели бы преподавать?
— Я связываю это с профессиональной деятельностью, а именно с медицинским правом. Ранее я уже имела опыт преподавания в этой области в рамках открытой правовой школы при Питерской Вышке. Проект был в онлайн формате и охватывал школьников со всей России, преимущественно из старшей школы. Ребята могли выбирать интересующие их предметы, а у нас был состав преподавателей, готовых обучать именно по своим направлениям.
Мы учили их, и после успешного прохождения наших курсов они получали сертификаты, которые при поступлении учитывались как дополнительные баллы к ЕГЭ.
— Поделитесь советом с теми, кто сейчас учится на бакалавриате или магистратуре, или только собирается поступать? На что, по вашему мнению, стоит обратить внимание и о чём подумать?
— Я бы посоветовала не бояться пробовать новое и максимально использовать все возможности, которые предоставляет университет. Вышка действительно предлагает очень много ресурсов и интересных проектов. Главное — активно искать, читать информацию, знакомиться с преподавателями и студентами, чтобы не упустить эти шансы. Не стоит бояться открываться новому, нужно использовать все возможности.
— Три слова, с которыми у вас ассоциируется Питерская Вышка?
— Люди, разнообразие и креатив.
