• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Полезная деятельность и новые знакомства»: Федорова Алика о внеучебке, стажировке и работе в GloraX

Героиня сентябрьского интервью — Федорова Алика, выпускница образовательной программы «Международный бизнес и менеджмент» 2025 года. Ещё во время учебы она активно участвовала во внеучебной деятельности, стала куратором, прошла стажировку в GloraX и теперь развивает HR-бренд компании. Что общего между вожатством и работой в HR? Почему важно не бояться пробовать новое? И как внеучебная деятельность может стать мощным фундаментом для развития карьеры— читайте в интервью.

Фото предоставлено Федоровой Аликой

Фото предоставлено Федоровой Аликой

— Что стало решающим фактором для вас при выборе НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и направления «Международный бизнес и менеджмент»?

— В моей семье многие связаны с менеджментом: мама и папа работают в этой сфере, поэтому решение выбрать именно такое направление в университете было для меня очевидным. В школе я увлекалась обществознанием, литературой и английским языком, и эти предметы отлично подходили для профиля.

В восьмом классе я побывала на Дне открытых дверей, что было довольно рано. Обычно на такие мероприятия приходят уже в старших классах: 10-ом или 11-ом. Однако это заставило задуматься о будущем.

Позже я стала победителем олимпиады по английскому языку «Высшая проба», что в дальнейшем позволило мне поступить на бюджет. Документы подавала только в один вуз и на одно направление, так всё и сложилось.

— Был ли какой-то курс или проект, который особенно ярко запомнился вам за время учёбы?

— Самые яркие воспоминания связаны не столько с предметами, сколько с курсовыми работами на втором и третьем курсе и дипломом. При выполнении таких работ ты сам полностью отвечаешь за результат. Например, на втором курсе мы работали над бизнес-планом в команде. Это был ценный опыт, научивший искать информацию гораздо быстрее, а также осваивать новые фреймворки, подходящие именно тебе. Такие навыки помогают делать более обоснованные и аргументированные выводы.

Также могу выделить курс по маркетингу, который мне особенно запомнился. Мы писали несколько эссе на тему новых феноменов и мегатрендов в маркетинге, что дало возможность глубже погрузиться и разобраться в этих темах.

— Повлиял ли ваш интерес к маркетингу на выбор темы дипломной работы?

— Тема дипломной работы была напрямую связана с маркетингом. Мы сами её выбрали, потому что знали, что хотим заниматься именно этой сферой. Дальше стоял вопрос выбора формата: научная статья, консалтинг или стартап. Так как уже ранее писали курсовую в формате научной статьи, решили остановиться на консалтинге.

Мы думали, какие компании могли бы выбрать, и в итоге пришли к идее, предложенной моей сокомандницей. Она родом из маленького города, где реализуется проект фудмолла, торгового центра, где вместо магазинов с одеждой — ресторанчики с кухней разных стран. В крупных городах, как Питер и Москва, такие проекты уже довольно известны, а для этого города это было что-то совершенно новое.

Нам было интересно изучить, как применяется маркетинг в контексте этого проекта, и подготовить материал, который бы помог местным жителям понять, почему их город — отличное место для такого проекта, и почему посетителям стоит платить немного больше, чем они привыкли, за этот вид услуги.

— Познакомились ли вы за время учебы с кем-нибудь, кто оказал на вас особое влияние?

— На самом деле, многое из того, что произошло в моей учебной и карьерной траектории, связано с вкладом Маргариты Кадчик. Именно она познакомила меня с Активом ЦРК. Когда я проходила отбор в Актив, у меня в планах было попасть в отдел по организации мероприятий или в амбассадорскую программу. Но всё случилось довольно неожиданно, и я оказалась в отделе по работе с выпускниками. Поскольку я активно писала посты в социальные сети, когда была куратором, то и здесь моей задачей стало создание контента. Позже так получилось, что вся эта череда событий повлияла на то, чем я сейчас занимаюсь на работе.

Также хотелось бы упомянуть преподавателя, Лену Веретенник, которая вела у нас курс по ITP. На первом курсе к нам относились с осторожностью: на одном предмете рассказывали понемногу, потому что мы не экономисты, на другом — лишь часть материала, ведь мы не логисты. А этот курс был профильный, проходил довольно строго и интенсивно. Его основой стало решение кейсов с консалтинговым подходом.

Мы постоянно меняли команды, и процесс был очень интенсивным: закончили один проект — быстро переключились на новый с другой командой и другими задачами. Этот опыт оказался крайне ценным, он дал важные навыки командной работы и коммуникации. Несмотря на специализированные дисциплины старших курсов, именно этот предмет стал поворотным моментом в понимании того, как вести проект.

Отдельно стоит отметить курс английского языка. Попав в группу, я сразу поняла: наш преподаватель, Наталья Урсул, — настоящий профессионал с широким кругозором. На её занятиях осваивали не только язык, но и корпоративные нормы, что стало прочной основой для будущей карьеры.

Занятия были очень сложными. Мы много работали над публичными выступлениями, презентациями и брифами, учились готовить лаконичные и убедительные питчинги, которые потом пригодились на других курсах. Вспоминая этот период, понимаю: именно тогда произошёл настоящий выход из зоны комфорта. Хотя в начале было страшно, стиль преподавания стал мощным стимулом для развития — работы над речью, уверенностью и умением справляться с трудными задачами.

— Вы упомянули ЦРК, что подтолкнуло вас пойти в Актив?

— Мне показалось это отличным шансом: полезная деятельность и новые знакомства — для меня это были главные цели первых двух курсов.

На старте мне поручили сделать пост для продвижения мероприятия. Я сделала его в Canva — это был единственный знакомый мне инструмент, но оказалось, что работать нужно в Figma. С программой я раньше не сталкивалась, поэтому на первую карточку ушло несколько часов. Зато в итоге удалось справиться и освоить новый инструмент. С каждым следующим постом училась на ходу и чувствовала себя всё увереннее — и в визуальной части, и в текстах.

Позже меня подключили к сбору информации о выпускниках. Нужно было готовить посты с поздравлениями и рекомендациями, например, большой материал к 8 марта. Для этого приходилось находить людей, общаться с ними и собирать нужные сведения.

— Насколько я знаю, на втором курсе вы стали куратором, расскажите, как проходил процесс отбора на эту роль?

— После поступления в ВУЗ я сразу начала собирать как можно больше информации о том, что происходит вокруг и в чем можно принять участие. Мы познакомились с кураторами, которые организовывали нам встречу в августе, и когда я увидела весь этот масштаб, подумала: «Вау, это круто, я хочу так же». Почти сразу у меня появилась идея стать куратором, но я понимала, что для этого нужно будет приложить немалые усилия.

Я начала искать информацию о мероприятиях на этот год и одной из первых нашла данные об отборе на МИМ. Уже в сентябре я договорилась с Никитой Витко, моим другом, что мы вместе поучаствуем в этом проекте.

Активная позиция при отборе на кураторство была ключевой. Если ты не участвуешь, тебя просто не замечают, и стать куратором просто невозможно. На первом курсе я также вступила в Актив ШЭМ и прошла через организацию многих мероприятий. Меня, мою подругу и ещё одну девушку распределили и назначили руководителями трёх отделов для организации Бала ШЭМ. Я была в партнёрском отделе, подруга — в PR, ещё одна — в HR. Это был момент, когда масштаб деятельности и ответственности начал ощутимо расти.

Именно с этим багажом, учитывая опыт в ШЭМе и кураторские мероприятия, я пришла на отбор, который стал для меня настоящей борьбой. Ведь конкурс был огромным — около 7 человек на место.

Особенно запомнился этап командной работы. В нашем случае в команде были ребята и с логистики, и с экономики, и с менеджмента. К тому моменту не все еще успели познакомиться, и это добавляло свои нюансы, так как вам нужно было работать с совершенно незнакомыми людьми. В такие моменты проверялись все твои приоритеты — ты должен был решить, готов ли поставить кураторство выше учёбы и личных интересов. Я многому научилась в процессе. Во-первых, как структурировать накопленный опыт и применять его к конкретным заданиям, даже если к ним нельзя было заранее подготовиться. Во-вторых, как работать в команде и выстраивать взаимодействие. И в-третьих, я осознала важность обратной связи от действующих кураторов, которая помогала понять свои сильные и слабые стороны. Иногда мы видим себя иначе, чем нас видят окружающие, и такой общий фидбэк — это ценная вещь.

— Как вы оцениваете свой год в роли куратора? Что для вас было самым важным и запоминающимся за этот период?

— Этот год я бы назвала трансформационным. Мне многое пришлось переосмыслить. Конечно, десять раз стоит подумать, прежде чем выбрать такой путь, но без сомнения, оно был невероятно ценным.

Приобретенный опыт оказался гораздо глубже, чем в учебных проектах. Здесь я взаимодействовала с площадками и внешними контрагентами, например, в партнёрском отделе. Коммуникации стало гораздо больше, и я прокачала соответствующие навыки. Также было интересно и ценно взглянуть на мероприятия с другой стороны: раньше я выступала в роли участника, а теперь — организатора. Развились и мои дизайнерские навыки в процессе создания визуальных материалов.

Если бы появилась возможность вернуться назад, я бы снова выбрала этот путь — возможно, с небольшими изменениями в процессе, но в целом история сложилась бы именно так.

— Вы ежегодно работаете вожатой в детском лагере, были куратором у первокурсников. Рассматривали ли вы возможность связать свою профессию с работой с людьми, возможно, школьниками или студентами?

— Про работу с детьми, наверное, нет. Хотя многие нередко отмечают, что у меня есть способность объяснять, взаимодействовать и обучать — это то, что мне нравится, но в ограниченном формате. Две недели — для меня отличный срок, работать с детьми на постоянной основе я бы не смогла.

Что касается вожатства, это совсем отдельный мир, который в некотором смысле перекликается с моей работой в HR. Там ты фактически руководишь группой детей, которые в большинстве случаев изначально не хотят тебя слушать. Твоя задача — «подогреть» аудиторию, заинтересовать детей, предложить что-то весёлое и интересное, например, пойти на улицу и сделать что-то необычное. Это напоминает сочетание HR и маркетинга.

Далее нужно выстроить процесс. Дети склонны расслабляться, если не видят чёткого порядка действий. Если они чувствуют, что ты сам не уверен, что делать дальше, начинается хаос — кто-то уходит в сторону, кто-то разговаривает. Если деятельность непоследовательная — «пошли туда, сделали это, а зачем?» — дети начинают распадаться на группы. Это похоже на рабочие процессы: когда коммуникация чёткая и структурированная, всё идёт гладко, а при случайных попытках «вкинуть» информацию происходит путаница.

Здесь важны умение находить подход к каждому, терпение и самообладание. Эти навыки хорошо развиваются как в профессиональной сфере, так и в жизни, и они оказываются полезными в долгосрочной перспективе.

— Как ваш опыт повлиял на выбор карьерного пути и работу в сфере HR? Расскажите, как вы пришла в компанию GloraX?

— Я очень благодарна ЦРК за возможность попасть в GloraX. На четвёртом курсе мне нужно было пройти практику. Четкого плана, где ее пройти у меня не сложилось, поэтому начала искать варианты: просмотрела все практики в банке ЦРК, узнала, с какими компаниями у Вышки есть договор.

В процессе было отобрано несколько компаний, которые показались интересными. Я написала в 4-5 из них. Ответы приходили долго, но в итоге меня приняли в 3. Однако к тому времени я уже согласилась на практику в GloraX, компанию, которая тоже меня заинтересовала.

История с GloraX началась с того, что я пошла на День Карьеры, чтобы узнать, какие компании будут представлены, стремясь в процессе узнать как можно больше информации и зарекомендовать себя. Из тех компаний, которые я ранее выбрала, GloraX единственная была представлена на мероприятии. Это был сигнал — я подошла к представителям компании и начала разговор.

В тот же день я отправила сопроводительное письмо на почту и получила самый быстрый ответ среди всех компаний — меня пригласили, но предупредили, что это будет практика, а не оплачиваемая стажировка. Я сказала, что согласна, и они пообещали, что, при успешном выполнении задач, можно будет перейти на стажировку.

В GloraX я проработала около месяца, после мне предложили перейти на оплачиваемую стажировку.

Сложилось это благодаря моему опыту в проектах Вышки и предыдущей деятельности: я могла выдавать качественный результат и создавать полезные материалы. Эта стажировка длилась три месяца, а сейчас у меня идёт вторая стажировка.

— Расскажите, чем вы занимаетесь на своей позиции? Какие у вас ключевые обязанности?

— Я работаю в тесном сотрудничестве с руководителем HR-проектов. Моя должность включает в себя множество задач. Например, у нас есть корпоративный канал GloraX Team, где ежедневно публикуются посты о внутренней жизни компании. Изначально канал создавался как карьерный ресурс для размещения вакансий, но со временем его решили развивать как инструмент для укрепления корпоративной культуры и HR-бренда.

Одним из первых проектов, в которых я участвовала, было введение новой рубрики — рассказы о различных блоках компании. GloraX — это большая и комплексная кампания с множеством подразделений, не всегда напрямую связанных с основным бизнесом, таких как аналитика, маркетинг, дизайн продуктов, HR, IT и другие. Моей идеей было освещать эти блоки не с позиции компании в целом, а через истории и интервью с конкретными сотрудниками. Мы разработали несколько концептов постов, например, целую неделю публиковали материалы, посвященные одному из отделов, таких как коммерческий блок или отдел экономики и финансов. Каждый день — разные форматы и разные люди из этих блоков. Моей задачей было генерировать идеи, находить героев для рассказов и интервью, а затем готовить сами посты с текстами и визуальным оформлением.

Позже меня подключили к работе с внутренними сообществами, так как мой отдел занимается развитием внутренних коммуникаций. Например, я полностью реализовываю идею English Club. Я веду канал, управляю коммуникацией, организую интерактивные встречи с заранее подготовленными вопросами, темами и играми. Важно, что к этим встречам присоединяются сотрудники разных специальностей, включая главного инженера проекта и руководителей других подразделений. Это всегда интересные обсуждения, где затрагиваются как рабочие вопросы, так и личный опыт, а всё происходит на английском языке.

Кроме того, у нас есть ещё одно сообщество — GloraX Fit, спортивное направление. Я создаю визуальный стиль для постов в этом сообществе, учитывая брендбук компании: шрифты, графические элементы и оформление.

Помимо этого, я участвую в карьерной поддержке студентов. Я готовила материалы для Дней Карьеры в СПбГАСУ и Политехническом университете: оформляла экраны с QR-кодами, разрабатывала вопросы для анкеты, участвовала в мероприятиях, таких как большой стол в Политехническом университете, где мы отвечали на вопросы студентов о компании. Это было очень интересно, поскольку обсуждались актуальные вопросы, включая особенности разных поколений на рынке труда.

Мой крайний крупный проект — это полный ребрендинг страницы компании на платформе HeadHunter. Здесь я применяла знания, полученные при написании диплома и курсовой работы, подход был максимально системным и структурированным. Мы начали с опроса сотрудников и подписчиков канала, чтобы выяснить, какие блоки страницы для них наиболее интересны. На основе полученных данных мы приняли решения о том, какие блоки страницы стоит убрать, а какие — добавить. Также была проделана серьёзная работа по визуальной части и сейчас остаётся только доработать оформление с технической точки зрения.

— Кем вы видите себя через пять лет? Есть ли у вас какие-то конкретные планы или цели, к которым вы стремитесь?

— Если говорить о моих планах на пять лет, то к этому сроку я отношусь с осторожностью. Мне очень понравился опыт, полученный на стажировке, в особенности работа с HR-брендом. Это идеальное сочетание маркетинга и HR — двух сфер, которые пересекаются в рамках одного проекта. Для меня важно, чтобы работа была разнообразной: не монотонная рутина, а задачи, приносящие что-то новое каждый день.

В планах развиваться именно в направлении HR-бренда. При этом, опираясь на опыт кураторства и вожатства, понимаю, что могла бы попробовать себя и в корпоративных ивентах внутри компании — эта сфера тоже очень интересует, точно хочу ее как-нибудь изучить. Когда и как это произойдет, пока не решила.

Возможно, эти направления можно будет сочетать, ведь нередко они очень хорошо дополняют друг друга.

— Есть ли какой-то совет, который вы хотели бы получить или который могли бы дать тем, кто сейчас учится и выбирает свой карьерный путь?

— Я думаю, что важно понять одну истину: никто на самом деле не знает, что делать. Это относится не только к двадцатилетним, которые только начинают карьеру, но и к более зрелым людям. Чувство неопределённости, ощущение, что ты не на своём месте, синдром самозванца, сомнения в правильности выбранного пути — всё это никуда не исчезает.

Это касается как жизненных выборов, так и рабочих задач или новых проектов. Каждый рано или поздно оказывается в ситуации, когда он не знает, как правильно поступить. Отличие лишь в том, что большинство людей просто очень уверенно делают вид, что знают, что делать.

Важно осознать: не страшно пробовать новое и выходить за рамки привычного. Главное — принимать решения и действовать, а не бесконечно размышлять о том, как правильно пройти путь. Важно просто делать шаг вперёд.

— Три слова, с которыми у вас ассоциируется Питерская Вышка

— Челлендж, мощный старт, булочка в Слое.