• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коллективный проект "Этнические сообщества в социальных сетях"

В лаборатории запущен уникальный проект по исследованию этнических групп в социальных сетях. Этот проект представляет особенный интерес, потому что осуществляет его инициативная группа студентов разных курсов факультета социологии СПб Ф НИУ-ВШЭ.

В лаборатории несколько месяцев назад был запущен уникальный проект по исследованию этнических групп в социальных сетях. Этот проект представляет особенный интерес, потому что осуществляет его инициативная группа студентов разных курсов факультета социологии СПб Ф НИУ-ВШЭ. Более того, эти студенты являются в той или иной степени экспертами в вопросах, касающихся определенной этничности, поскольку большинство к ним принадлежат.

Особенно много в проекте первокурсников, для которых это первый опыт настоящей исследовательской деятельности. В составе исследовательской группы Алексей Горгадзе, Егине Сукиасян, Мэри Маргарян, Афина Арапиди, Марина Остапенко, Вероника Костенко, Кирилл Сухарев и куратор проекта Ирина Хван.
Еженедельно участники группы собираются на семинарах в лаборатории и обсуждают результаты с руководителем проекта Д.А. Александровым.

Основная идея проекта заключается в том, что исследователи анализируют группы в социальной сети "vkontakte.ru" (самой популярной в России и странах бывшего СССР в настоящее время среди молодежи), посвященные той или иной этничности. В фокусе исследования студенческие группы, особенно те, что объединяют выходцев из тех или иных стран в городах и ВУЗах России.
С помощью данных, полученных из сети "vkontakte.ru" стало возможно проследить направления образовательной миграции из стран Кавказа, Средней Азии, а также других стран СНГ в различные регионы России. В дальнейшем планируется уточнение полученных данных с помощью личных опросов.

На карте отмечены города, в которых созданы студенческие группы, исключая Москву и Санкт-Петербург.


Если гипотеза о том, что группы в социальных сетях относительно точно отражают информацию об этнических группах, подтвердится, то этот способ анализа может стать простым и эффективным методом наблюдения за некоторыми социальными процессами, особенно в молодежной среде.

Вот, что говорят о проекте его участники:

Ирина Хван, 3 курс. Куратор проекта.
"Мне еще с 1 курса хотелось изучать корейцев, поэтому я с большим энтузиазмом взялась за этот проект. Я очень довольна сложившейся командой. Часть ребят сами - представители тех или иных этнических групп. Это добавляет им исследовательского интереса, а кроме того, должно быть облегчит работу с информантами, когда мы начнем работать в поле, а не в интернете.
Кстати, не все, кого мы приглашали, согласились участвовать. Одна девочка, например, сказала, что хотя у нее есть татарские корни, она уже не ощущает такой идентичности и ей это неинтересно. Зато некоторые такие люди присоединились уже после нескольких месяцев работы над проектом, потому что услышали и заинтересовались, как, например, Кирилл Сухарев.
Мне очень важно то, что нет никакой атмосферы принуждения. Мы все учимся вместе и на равных. Поэтому мы не просто инициативная группа, мы команда! Это дествительно очень здорово.

Мы многому научились вместе на этом проекте и вот уже весной готовы представить свои первые результаты".

Алексей Горгадзе, 1 курс.
"Я сразу заинтересовался проектом, потому что мне интересна своя этничность, я много про это знаю, но хотелось рассмотреть известные вещи с социологической точки зрения. Я бы сам не пошел в поле изучать какие-то интересующие меня процессы, а так есть повод.
Мне кажется, что этот способ исследования молодежи сейчас самый доступный, эффективный и быстрый. Много людей выкладывают сведения о себе в социальные сети, поэтому мы, социологи, можем получить оттуда огромное количество материала для исследований.
Сейчас мы уже многое сделали, и хочется ставить новые цели, идти дальше. Пытаться социологически обосновать, почему представители одних этнических групп едут, например, в Казань, а другие - в Уфу. Возможно, дело в культурных или религиозных различиях. Это хорошая тема для изучения".

Кирилл Сухарев, 1 курс.
"Я присоединился к проекту позже всех. Мне о нем рассказал Леша Горгадзе, показал карты, которые он делал, и мне стало интересно поучаствовать.
Сначала я хотел поступать на факультет экономики в пермской Вышке, но потом передумал и приехал сюда.
Мне скорее интересна связь социологии с экономикой, поэтому я думаю, что будет интересно заняться исследованием экономических причин выбора того или иного региона для миграции из разных стран".

 

Марина Остапенко, 3 курс.
"В этот проект я попала почти случайно. Но когда я узнала, что там будут люди с разных курсов, и изучать интернет-сообщества, то подумала, почему бы и нет?
Для меня участие в проекте связано с историей моей семьи. Мои бабушка и дедушка - поволжские немцы. Мне стало интересно, как об этой части прошлого рассказывают они, а как это видит моя мама, уже следующее поколение. Из этих разных нарративов, фрагментов, со временем сложилась общая картина.
В проекте мне сначала хотелось изучить, как представлены немцы в интернет-сообществах, как они взаимодействуют, насколько "живые" эти группы.
Вообще мне важно участие в проектах лаборатории, это связано с моими жизненными интересами. С их помощью я лучше понимаю, чем именно мне хочется заниматься в дальнейшем".

Егине Сукиасян, 2 курс.
"Мне интересны люди, участники проекта, то, что все вместе делают что-то одно. Идея тоже мне нравится. Еще здорово использовать "vkontakte" для работы, для исследовательской деятельности, а не только для общения с друзьями. Интересно узнать, куда поступают люди твоей этничности и почему, как создают группы, работают ли они, и зачем это им нужно.
"vkontakte" - это очень удачный выбор, потому что им пользуется большинство людей нашего возраста. Иногда, конечно, они пишут неправду, но это легко вычислить и убрать, мне кажется, что на конечный результат исследования это не повлияет.
В этом проекте, помимо его научной составляющей, мне больше всего нравится, что все участники сами хотят этим заниматься, есть творческая атмосфера, во время семинаров мы шумим, спорим, мешаем всем иногда".

Афина Арапиди, 1 курс.
"Когда я узнала о том, что собирается группа студентов разных национальностей для участия в какой-то исследовательской деятельности, мне стало очень интересно. Безусловно больше всего меня привлекает то, что проект связан с этническими группами. Мы получаем не только новый опыт в социологических исследованиях, но также и опыт работы в коллективе. Я рада, что попала именно в этот коллектив, ребята действительно очень хорошие и любознательные! Особая благодарность, конечно же, куратору нашего проекта Ире Хван. Именно она каждый раз собирает нас вместе и организует нашу работу".

 

Мэри Маргарян, 1 курс.
"Я изначально хотела поступать в ГУ-ВШЭ, знала, что здесь хорошая атмосфера, студенты всегда заняты чем-то интересным. B когда мне Ира Хван предложила участвовать в этом проекте, я сразу же согласилась, т.к. мне всегда было интересно изучать свою этичность, а, кроме того, это мой первый опыт участия в исследовательском проекте. Атмосфера у нас непринуждённая и очень дружная. Конечно, это заслуга нашего куратора Хван Иры".