Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
198088, Санкт-Петербург,
ул. Промышленная, 17, комн. 228
Планирование развития города (гл. 10—12, в этой части рассматривается система городского социально-экономического планирования, история и современные подходы к территориальному планированию, градостроительству и развитию городских территорий, включая вопросы планирования и функционирования территориальных транспортных систем).
Статья представляет попытку выявить главное содержание осмысления А. Платоновым антропологических следствий радикальной трансформации социального бытия в годы «Великого перелома». Это осмысление важно своим масштабом и глубиной. А. Платонов одним из первых обратил внимание на типологическую общность советского и германского тоталитаризма. Такая общность коренится не только и не столько в дизайне политических режимов. Наоборот – сам этот дизайн порожден возможностями бес- и вне-человеческого рационалистического активизма в массовом обществе. Тексты Платонова 1929–1934 гг. посвящены не столько массовому коллективизму, политике и социально-культурному переустройству, сколько антропологии, возможности переустройства человека как такового в его единстве с космосом. Главная идея этих текстов – единый универсальный способ бытия человека вообще, включая живых и мертвых. Платонов глубоко продумал и прочувствовал в этих текстах ясность полной пустоты бесчеловечности доктринерского рационалистического активизма, который принят в качестве практической максимы общечеловеческой воли. Этот корпус текстов представляет не антиутопию как некое представление о возможном будущем, а шок от столкновения с неожиданно наставшим неоднозначным будущим, тоску и страдания от попыток понять его. Попытки такого осмысления приводят к необходимости новой антроподицеи как оправдания бытия человека перед лицом его ненужности и исчерпанности. В этом плане результаты платоновского осмысления чрезвычайно актуальны применительно к анализу гуманитарных факторов и следствий современной цифровизации практически всех сфер жизни, а также в плане поиска новых оснований человеческого бытия в этих условиях. Творчество Платонова оказывается более актуальным, чем алармизм философов франкфуртской школы критической социальной философии и чем современные хорроризации цифровой постчеловечностью и трансгуманизмом. Актуальность эта обусловлена глубиной поднятых им тем и вопросов, содержание которых только начинает открываться в наши дни.
Каждая модель оплаты труда в общем образовании постсоветского периода (ЕТС 1992 – 2005/2012; НСОТ 2005 – 2014; эффективный контракт 2014 – н/в) имела смысл и позитивные результаты в начале своей реализации. Государственная политика в соответствующие периоды времени была нацелена на оптимизацию системы оплаты труда работников бюджетного сектора, в том числе, в системе общего образования, и переход от процессного бюджетирования к бюджетированию по результату. Одновременно зафиксирован ряд противоречий, послуживших триггером формирования «институциональной ловушки» в системе оплаты труда: дефицит бюджетных средств на финансирование модернизации моделей оплаты труда и дисбаланс между соответствующими бюджетами регионов РФ; неготовность управленческого звена образовательных организаций к процедурам оптимизации; патерналистские настроения в профессиональной учительской среде и пр. Вследствие этих противоречий каждая модель оплаты труда (норма) становилась неэффективной, но по причине существования ряда нормозакрепляющих эффектов оставалась устойчивой, т.е. трансформировалась в институциональную ловушку.
Исследование проводилось в 2017-2019 гг. Основой информационной базы исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регламентирующие трудовые отношения в процессе реформирования системы оплаты труда в общем образовании в постсоветский период. Контекстная теоретическая база исследования – теория институциональных ловушек, что позволило выявить устойчивые нормы в постсоветских моделях оплаты педагогического труда и дать им «статус» предиктора неэффективности последней модели реформирования системы оплаты труда – модели эффективного контракта.
Предварительно была сформулирована одна общая и одна частная гипотеза для исследования. Общая гипотеза состояла в предположении о том, что реформирование систем оплаты труда в школьном образовании приводит к формированию неэффективных, но устойчивых норм, т.е. институциональных ловушек (по Полтеровичу). Эта гипотеза доказывалась через частную гипотезу, положенную в основу эмпирической части исследования.
Частная гипотеза формулировалась следующим образом: система оплаты труда в общем образовании может быть отнесена к институциональной ловушке, если наблюдается наличие всех признаков этого феномена, а именно: факторов, влияющих на ее образование и эффектов, ее поддерживающих
По результатам исследования частная гипотеза подтвердилась. Мы приходим к выводу – реформирование системы оплаты труда в общем образовании привело к формированию институциональной ловушки – выявлено наличие всех признаков этого феномена: факторов, влияющих на ее образование (фундаментальных, организационных, социетальных) и эффектов, ее поддерживающих (координации, сопряжения, обучения, культурной инерции).
Актуальность темы изменения отношений между субъектами образовательного процесса на стадии цифровизации обусловлена ускорением социальных и технологических процессов, в которые вовлечены различные стейкхолдеры. «Цифра» становится универсальной плат- формой, на которой в единой информационной системе поддерживаются управленческие и педагогические инновационные решения. Цифровизация рассматривается нами как качест- венно новая ступень полисубъектных отношений в условиях информатизации. На стадии перехода к «цифре» в первую очередь следует обратить внимание на педагогиче- ские аспекты, оценить потенциальные приобретения и риски. Настоящая статья посвящена одному из значимых проявлений цифровизации – изменению отношений в связке «учитель-ученик» при включении в учебный процесс начальной школы активных компьютерных практик. Тема раскрывается в статье на основе данных, собранных в рамках проекта «Учим учиться». Педагогический эксперимент начат в 2018 г., на настоящий момент в него включились свыше 2500 обучающихся из 46 школ разных регионов РФ. Технологической основой проекта явля- ется цифровая платформа, на которой поддержаны роли субъектов образовательных отно- шений. На платформе фиксируются учебные действия, после чего «цифровой след» каждого ребенка становится доступным взрослым: учителям и родителям, которые осуществляют пе- дагогическое сопровождение тренинга. Цель исследования – выявить и экспериментально проверить изменения в образовательных отношениях субъектов в условиях цифровизации в начальной школе. Данные измерений рассматриваются в статье в контексте теории лиминальности, концепции «зон развития» Л. С. Выготского и в сравнении с исследованиями, проведенными в разных странах. Представлены трансформации модели отношений между учеником и учителем при использовании компьютерных технологий, а также аналитика больших данных. На основе собранной статистики показано, как компьютерный тренинг влияет на компенсацию дефи- цита умений и личностный рост ребенка, обеспечивая его продвижение в зону ближайшего развития.
В статье на примере высокотехнологичных отраслей стран Европейского союза показано использование коэффициента технологической близости для анализа инновационных систем с целью количественного определения тех инновационных отраслей, в развитии которых у стран есть перспективы. В современных условиях реализация концепции НИС и создание основы для их функционирования возможны с помощью выявления инновационных направлений, связанных с существующей в стране производственной структурой. Попытки дублирования опыта разных стран в построении инновационных систем не демонстрируют своей эффективности. В свою очередь, определение возможностей развития инновационных видов экономической деятельности требует научной обоснованности и количественного подхода, так как на реализацию инновационных стратегий страны затрачивают значительные финансовые, материальные и человеческие ресурсы. В работе проанализированы показатели близости, рассчитанные по индексам сравнительных преимуществ, и построена матрица технологической близости для 28 стран ЕС за период с 2007 - 2018 гг. Полученные результаты позволили выявить связанные с инновационным сектором виды экономической деятельности, на базе которых была рассчитана степень участия стран в производстве высокотехнологичной продукции.
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
основные современные теории, объясняющие причины роста и развития городов и городских агломераций, а также факторы, от которых зависит успешное развитие современного города; причины стагнации и кризиса старопромышленных городов и политики, способствующие их реиндустриализации или постиндустриальному развитию;уметь
критически оценивать научную литературу по вопросам городского планирования и развития, а также анализировать официальные документы, отражающие политику и планы муниципальных образований и субъектов Федерации в части пространственного и социально-экономического развития территорий;владеть навыками (приобрести опыт):
постановки задач анализа состояния и динамики развития городов, выявления основных причин роста или стагнации, анализа взаимосвязи факторов роста и развития, а также оценки каждого из факторов (качества и разнообразия городской среды, уровня развития человеческого капитала и креативного класса, экономики знаний, производственных специализаций, мировоззрений элит и приоритетов местных политик, социальных и деловых сетей, доступности жилья и другой недвижимости и пр.).Современные гуманитарные науки находятся в неоднозначной ситуации. Их организация испытывает радикальный вызов со стороны экспансии на управление наукой методов оценки, которые выработаны в современном бизнесе. Речь идет об оценке результатов работы исследователей по индикаторам (KPI), которые взяты из наукометрики. В результате оцениваются не содержание полученных результатов, а их популярность и соответствие доминирующим взглядам и подходам. Вместе с тем цифровизация и связанные с нею информационно-коммуникативные технологии – великое достижение цивилизации. Поэтому тем более представляется важным и полезным бороться с бездумной (если не безумной) цифровизованной бюрократией с использованием самой цифровизации. Статья представляет попытку не критики цифровых методов, а рассмотрения возможностей использования технологии блокчейна, ее достоинств и порождаемых ею проблем. Речь идет о таких возможностях, как прозрачная самоорганизация научных сообществ, оценки вклада и его приоритета, поощрение исследователей. Вместе с тем внедрение блокчейна предполагает заинтересованность критически значимой группы ученых с высокой репутацией. Является не менее важным и демонстрация удобства и эффективности научной работы с использованием блокчейна. Важно предлагать и обсуждать подходы к способам оценки качества гуманитарных и междисциплинарных исследований, которые адекватны самой научной практике, вызывают общее доверие ученых.
В статье представлены результаты двухлетнего исследования проблемы гендерной сегрегации в педагогических коллективах школ Санкт-Петербурга. Тема раскрывается через представления всех категорий участников образовательных отношений (учителей, родителей, учеников и руковоителей) о наличии/отсутствии данной проблемы. Выявлены некоторые зависимости представлений респондентов о гендерном неравенстве от возраста, пола и типа респондентов. Наиболее «гендерно зависимыми» оказались педагоги старше сорока лет и руководители; учителя-мужчины чаще акцентируют гендерные различия, чем учителя-женщины; старшеклассники не связывают глубину понимания предмета и яркость преподавания с полом учителя; родители старшеклассников при найме репетиторов отдают предпочтение педагогам-мужчинам, а родители детеймладшего возраста «дискриминируют» учителей-мужчин и предпочитают учителей женского пола. В целом для педагогических коллективов школьной системы Санкт-Петербурга гендерная сегрегация не является очевидной проблемой, и система образования не проблематизирует гендерное неравенство, традиционно поддерживая разность гендерных ролей.
В статье представлены фрагмент исследования о результатах сравнительного анализа практик реализации дошкольного инклюзивного образования в малых и больших городах России. Для сравнения выделены три города разного статуса и разных территорий. В этих городах проведено сплошное анкетирование педагогов-практиков и руководителей дошкольного образования. Выявлены основные различия в представлениях респондентов о базовых проблемах развития дошкольной инклюзии и определены возможные причины выявленных проблем. Результаты исследования дают возможность сделать предварительный выводы о том, что представления педагогов- практиков о проблемах развития инклюзивного образования, работающих в дошкольном образовании малого города, значительно отличаются от представлений их коллег из больших городов.