• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Административно-территориальное районирование территории РСФСР в период 1918-1938 гг

В четверг, 28 мая 2015 г. участник научно-учебной группы «Прикладная гуманитарная геоинформатика», Александров Павел, представил свое исследование под названием «Административно-территориальное районирование территории РСФСР в период 1918-1938 гг.»

Актуальность данного исследования заключалась в том, что процесс административно-территориального районирования является довольно трудным внутригосударственным процессом, но вместе с тем и особенно важным. Учтивое отношение ко многим факторам при проведении работ такого плана несет в себе залог успешного развития государства: развитие транспортных систем, разведка и добыча полезных ископаемых, экономический рост, культурный обмен и мирное сожительство проживающих в государстве наций и народностей. Подобная реформа в РСФСР в период 1917-1938 гг., направленная на укреплении социально-экономического развития новой системы регионов, считается примером подобных изменений. Опыт Советского правительства может послужить решением возникающих в современном мире проблем, связанных с пересмотром границ субъектов бывшего РСФСР.

Советские и российские исследователи подтверждали значимость проблем административно-территориального устройства, являющихся “фактором, который оказывает существенное влияние на всю экономическую и социально-политическую жизнь территории”, что подтверждало теорию доминирующей роли экономических факторов над национальными факторами при проведении работ по разделу территорий и установлении границ субъектов РСФСР между национальными меньшинствами, образовывавших свои государственные образования, и губерниями-областями.

Представления о развитии административно-территориального деления РСФСР в начале XX столетия в историографии первой половины XX века были подробно изложены в научных работах большого количества исследователей из разных областей науки. Многие работы, в которых подводились итоги преобразований, дают не только положительную оценку реформе, но и выявляют ее негативные моменты, опираясь на примеры некоторых субъектов новой советской системы административно-территориального деления, являвшейся уникальной (первой социалистической и успешной по своим масштабам) и часто противопоставлявшейся опыту капиталистических стран. Данная тема вновь обрела популярность в кругах экономических исследователей в период 1950-1960-ых годов, когда возникла реальная необходимость пересмотра плана районирования и совершенствования системы государственного управления. Позднее, в 1980-90-ые годы административно-территориальное районирование РСФСР было связано с развернувшимся в Советском Союзе кризисом государственной системы, а, позднее, и с пересмотром спорных границ новообразованных государств на постсоветском пространстве и субъектов внутри Российской Федерации.

Проводимая внутренняя политика руководства СССР, а именно увеличившиеся темпы коллективизации и широко развернувшаяся индустриализация Советского Союза, привела к такой оценке проведенной в 1920-ых административно-территориальной реформы, при которой ее результаты представлялись довольно слабыми и не оправдавшими возложенных ожиданий. Сложившаяся после реформы система в экономическом плане не отвечала требованиям складывающейся единой для всего СССР административно-командной схемы, а устанавливавшееся директивное планирование партийно-ведомственным аппаратом заменяло своими функциями регулирование территорий районными и областными администрациями. К 1933 году это привело к перегрузке административными функциями сельских и областных органов власти. В ходе работы было отмечено, что в 1930 году после отказа от идеи преобладания экономического принципа районирования в РСФСР началось проведение преобразований в плане разукрупнения административно-территориальных единиц: в составе краев начинается образование малозависимых друг от друга новых территорий – областей. Следствием чего стало полное упразднение старых административно-территориальных единиц, напоминающих по своему экономическому состоянию губернии 1923 года.

Тем самым была упразднена оптимальная форма ведения хозяйства, установленной первой реформой районирования 1920-30-ых годов, при которой могло эффективно осуществляться независимое развитие как конкретного взятого региона (края, области, национальной республики), так РСФСР в целом.

Несмотря на различие целей реформ административно-территориального деления, они послужили складыванию современных границ субъектов РФ и системы управления субъектами государства в пределах «центр-район».

Административно-территориальное районирование территории РСФСР в период 1918-1938 гг
Отчет подготовил Александров Павел.