Цели и задачи исследования
Основная цель данного проекта – всестороннее изучение роли М. В. Ломоносова в развитии отечественной словесности и в формировании новых литературных форм. При этом особое внимание уделяется изучению становления русской силлабо-тоники и связи поэтического творчества Ломоносова с традицией западно-европейкого стихосложения. Определенное место отводится также взаимовлиянию принципов версификации М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова в процессе эволюции русского стиха.
Одной из центральных задач проекта является изучение особой, революционной стратегии литературного творчества Ломоносова, благодаря которой русская словесность ранее, чем у других славянских народов, осваивает наиболее передовые формы европейского стихосложения. Наиболее важной задачей при этом является глубокий анализ роли Ломоносова в процессе реформы русской версификации конца 30-х – первой половины 40-х годов XVIII в. и изучение эволюции русского стиха после 1745 г. Следующей задачей должен быть анализ иностранного (прежде всего, немецкого) влияния на Ломоносова, на его метрику и ритмику, на теорию и практику его стихосложения.
Выполнение этих задач тербует создание компьютерного корпуса текстов русского и западновропейского (прежде всего, немецкого) стиха и прозы и разработки правил их ритмического представление, а также компьютерных программ для их анализа. При этом должны быть изучены образцы как короткого стиха, 4-стопного ямба, так и долгого – 6-стопного ямба. В качестве особой задачи предполагается изучение генезиса русской трагедии как литературного жанр и особенностей реализации стихотворной речи в его рамках.
Методика исследования
В основу методики исследования положена развивающаяся ныне теория сравнительной и исторической поэтики. Она предполагает сочетание традиционного литературоведения с формальными, в том числе, точными методами анализа. При этом особое внимание уделяется изучению различных уровней структуры текста и языка. Важной особенностью такого подхода является наведение статистики распределения тех или иных метрических или ритмических структур в тексте. Эти данные, полученные на материале разных языков, подвергаются сравнительному анализу.
Использование такого метода метода для изучения структуры стиха открывает новые перспективы для структурного анализа литературных произведений. На рубеже XX и XXI вв. на основе этого, так называемого лингво-статистического, метода возникло новое направление, использующее методы математического моделирования глубинных процессов формирования стихотворных текстов. Это направление развивалось М. А. Красноперовой и получило название «когнитивная поэтика» (см. также работы Р. Цура).
Наш проект предполагает использование методов когнитивной поэтики, позволяющих делать гипотетическую реконструкцию творческих процессов на основе формальных данных о структуре стиха. Следует сказать, что в сравнительном исследовании такого широкого масштаба эта методика применяется впервые. Перспективам развития такой методики посвящена вышедшая в свет монография Е. В. Казарцева «Введение в сравнительное стиховедение. Методы и основы анализа» (см. Сведения о публикациях).