Перспективы выпускников междисциплинарных программ, ориентированных на Азию: интервью с Наталией Рибберинк
Приглашенный профессор из Гамбургской высшей школы прикладных наук Наталия Рибберинк - о геополитических процессах в современной Азии, перспективах российско-китайских отношений и потенциале выпускников магистерских программ, ориентированных на Азию.
В феврале Наталия Рибберинк, профессор Гамбургской высшей школы прикладных наук, провела курс занятий у студентов программы магистратуры "Бизнес и политика в современной Азии" в рамках дисциплины "Методология социально-политических исследований в Восточной Азии". Профессор Рибберинк - эксперт по бизнесу и инвестициям в странах Юго-Восточной Азии и глобальной торговле. В интервью студентке 1 курса Юлии Кутеповой она рассказала о своём отношении к междисциплинарному образованию, о том, какие возможности ждут выпускников магистерских программ по востоковедению в Китае и других странах региона, а также поделилась своими взгядами на перспективы российско-китайских отношений в области экономики.
– В настоящее время в средствах массовой информации много новостей и данных об Азии и ее быстром развитии. Как Вы думаете, почему студенты должны получать профессиональные образование в этой сфере?
– Конечно, нам нужны образовательные программы, ориентированные на Азию и ее развитие, особенно с междисциплинарной точки зрения. Такие программы позволяют взглянуть на Азию более углубленно. Они дают студентам необходимые навыки интерпретации динамики различных процессов в Азии, понимания их сущности и прогнозирования на основе полученных ими данных. Комбинация теории, фактов, статистики очень важна, поэтому нам необходимы образовательные программы, которые ориентированы именно на Азию.
Моя вторая специализация - «Европейские бизнес-исследования», где мы изучали бизнес в разных его аспектах. Несмотря на то, что программа называлась «Бизнес-исследования», она включала в себя политическую перспективу, историю развития, социально-культурные тенденции, институциональное развитие и другие дисциплины, связанные с бизнесом.
– Какие навыки необходимы для понимания процессов, происходящих в современной Азии?
– Азия по-прежнему довольно экзотический регион, и нельзя сказать, что там работают все глобальные стандарты и нормы. Стоит отметить, что лингвистические навыки необходимы каждому востоковеду, так как язык непосредственно влияет на то, как люди думают, интерпретируют информацию и т.д. Изучение языка зависит от вашей перспективы и будущих планов. Если вы сосредоточены на изучении Южной Кореи, вам было бы полезно сосредоточиться на корейском языке. Исходя из моего личного опыта, чем больше языков вы освоите, тем глубже будет ваше понимание поведенческих паттернов в целом.
Кроме того, важно понимать уникальную историю Азии, развитие общества и людей в этом регионе. Все это влияет на то, как общество реагирует на политику и осуществляет ведение бизнес-процессов. Следовательно, вам нужно сосредоточиться только на Азии, для того чтобы действовать там эффективно и успешно.
– В Азии наблюдается активная конкуренция за лидерство в регионе. Как Вы думаете, какая страна будет ведущей в Азии через 10-20 лет?
– Это сложный вопрос, и это очень сложно предсказать. Мы уже наблюдали за различными прогнозами, которые основывалась на статистических наблюдениях, данных, моделях и т.д., а затем из-за непредвиденной рецессии, кризиса или коронавируса прогнозы были разрушены, что привело к реструктуризации экономики и общества в целом.
Если мы возьмем исходную ситуацию с предположением, что в течение пары десятилетий ситуация будет довольно стабильной, то, безусловно, Китай и Индия имеют большой потенциал преуспеть, преимущественно благодаря численности населения и количеству выпускников. Если мы посмотрим на текущее количество выпускников, которые получают диплом в Китае и Индии, и сравним эти же цифры с Европой или США, то мы увидим следующую картину. Многие студенты из Азии имеют огромные перспективы на мировом рынке труда, что создает определенные проблемы для европейских и американских выпускников, которые должны поддерживать свою конкурентоспособность в долгосрочной перспективе. Я считаю, что у Китая определенно есть потенциал стать сверхдержавой. Мир более не может игнорировать мнение Китая. Это факт!
– Каково Ваше отношение к инициативе «Один пояс – Один путь»? Является ли эта инициатива экспансией Китая для получения большего контроля над ресурсами, рынками и странами или это мирное и самоотверженное желание Китая объединить население?
– Здесь используется комбинированный подход. Каждая крупная геополитическая кампания имеет определенный конфликт интересов. Очевидно, что Китай заинтересован в усилении своих стратегических позиций в мировой экономике, перенаправив некоторые торговые потоки, но они также попытаются взять все под свой контроль путем интеграции, безусловно, тех стран, которые вовлечены в эту инициативу.
Мы не должны забывать о национальных интересах этих стран, о независимости или зависимости, которую они могут обрести, участвуя в этой инициативе. Но нельзя не отметить такие положительные особенности этого проекта, как развитие инфраструктуры, положительное социально-культурное воздействие, передача культурных ценностей, этическое понимание различных аспектов, институциональное развитие и гармонизация стандартов. Это объединит страны, разделяющие один и тот же регион. Это, своего рода, новое распределение власти в глобальной геополитике.
– Каково Ваше мнение об отношениях между Россией и Китаем? Каковы основные направления сотрудничества этих стран?
– Я определенно вижу большой потенциал для развития и сотрудничества России и Китая во многих областях. Это и экономическое сотрудничество, и сотрудничество в сфере культуры и образования, и во многих других сферах деятельности.
Основываясь на личном опыте, я могу с уверенностью сказать, что китайцы до сих пор не уверены, каково отношение России к Китаю. Они задаются вопросом, является ли Россия надежным партнером в плане долгосрочного сотрудничества. С объективной точки зрения, обе страны имеют огромный потенциал для интеграции и позиционирования себя как наций и государств, обладающих определенной властью принимать важные глобальные решения. Но обеим странам необходимо развивать взаимное доверие и основывать свое сотрудничество на этом доверии, а это, в свою очередь, должно занять некоторое время.
– Каковы перспективы российско-германских отношений в сегодняшних напряженных обстоятельствах?
– Я искренне надеюсь, что объективное понимание того, что происходит в действительности, перевесит негативные аспекты, потому что немцы по-прежнему дезинформированы и поляризованы ложными новостями и геополитическим влиянием их основных торговых партнеров, например, США и некоторых стран ЕС.
Однако меня радует, что, по крайней мере, немецкое бизнес-сообщество понимает, что с Россией важно иметь связи как с деловым партнером. Поэтому я верю, что в ближайшие годы произойдет восстановление и оживление в отношениях между Германией и Россией.
– Могли бы Вы поделиться методикой получения углубленных знаний и навыков?
– Я сторонник прикладного образования или прикладных знаний. Поэтому важно задаться вопросом, зачем и как я могу применить различные знания и информацию, которые я получаю? Второй важный момент – это приобретение универсального набора навыков, необходимых для анализа и понимания основных глобальных тенденций, событий и их последствий. Необходимо и само понимание того, какие дополнительные навыки вам необходимы для эффективной работы.
– Как Вы думаете, какие шансы есть у студентов магистерских программ, ориентированных на Азию, найти хорошо оплачиваемую работу в азиатских странах?
– И по моему опыту, и как показывает практика, у квалифицированных молодых выпускников в самых разных областях есть все шансы найти хорошо оплачиваемую работу на китайском рынке труда. Особенно, если они свободно говорят на китайском или любом другом азиатском языке. У вас есть выбор из широкого спектра вакансий, доступных молодым специалистам. И ваша программа имеет важный междисциплинарный вектор (комбинация бизнеса и политики), который очень востребован в настоящее время, как в Азии, так и во всем мире.
– Как Вы думаете, русские студенты отличаются от немецких студентов?
– Это мой первый опыт преподавания учебной программы в России, которая объединяет бизнес и политику вместе. Студенты в Германии на таких курсах обычно имеют более однородные базовые знания, опыт и определенную степень бакалавра, но ваша группа была очень разнородной в этом плане. Это было большим преимуществом, так как вы смогли внести вклад в обсуждение с разных точек зрения, например, исторического, философского или филологического. Это была очень плодотворная работа.
– Какие книги или статьи для углубленного изучения процессов в Азии Вы бы порекомендовали?
– Я советую просматривать различные ежегодные публикации, например, региональные отчеты, заслуживающие доверия онлайн-ресурсы международных организаций, которые имеют опыт в анализе изучаемого вами региона. Например, для понимания основных тенденций в торговле и ПИИ можно ознакомиться с документами Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД); кроме того, для понимания глобальных тенденций и показателей отдельных стран вы можете просматривать публикации и статьи ОЭСР и ВТО, а также отчеты Всемирного экономического форума.
Мы благодарим Юлию Кутепову за проведение интервью!