• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская дом 3, корп.1, лит. А, ком. 219 (ст. метро «Лесная», «Петроградская»)

Руководство
Кафедра конституционного и административного права (Санкт-Петербург): заведующий кафедрой Блохин Павел Дмитриевич

Административное право

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
7
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина относится к обязательной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 40.03.01. «Юриспруденция» (бакалавриат). Приступая к изучению курса, студенты должны иметь знания по дисциплинам «Теория государства» и «Теория права», «Конституционное право», «История государства и права России».Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин «Предпринимательское право», «Финансовое право», «Налоговое право», а также при подготовке выпускной квалификационной работы и подготовке к междисциплинарному экзамену по направлению подготовки.В результате изучения дисциплины студенты должны: 1) знать: – понятие и сущность государственного управления и исполнительной власти, их соотношение;– предмет и метод административного права;– понятие и систему административного права;– историю, актуальные проблемы и тенденции развития административного права как науки, отрасли права и отрасли законодательства;– особенности системы источников административного права;– особенности административно-правовых норм;– особенности административно-правовых отношений;– особенности правового статуса различных субъектов административного права: индивидуальных и коллективных;– административно-правовые формы и методы государственного управления;– сущность и виды административного принуждения;– понятие и сущность административного процесса, виды и особенности административных производств, особенности административных процедур;– основания административно-правовой ответственности, принципы, порядок привлечения к ней и способы правовой защиты;2) уметь: - логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по правовым вопросам, - применять на практике полученные знания, - давать объективную оценку деятельности законодательных, судебных и иных правотворческих и правоприменительных органов в сфере государственного управления;– грамотно применять нормы административного материального и процессуального (процедурного) права в профессиональной деятельности;– правильно квалифицировать юридические факты в сфере государственного управления;– грамотно определять административное производство применительно к конкретному делу;– определять применимые в конкретном случае правовые формы государственного управления и ориентироваться в нормативной правовой базе, устанавливающей требования к их реализации;– разграничивать различные виды административного принуждения и определять правовые способы защиты;- выявлять административные правонарушения и грамотно применять знания об особенностях производства по делам об административных правонарушениях.3) иметь навыки: - самостоятельной квалифицированной работы с юридическими источниками, в том числе с нормативными актами, материалами правоприменительной практики, специальной литературой;- применения положений теории административного права при разрешении практических вопросов в сфере государственного управления;- применения норм административного права при реализации прав и обязанностей в сфере государственного управления;- процессуального оформления административных процедур в рамках различных административных производств;- квалификации административных правонарушений и анализа процессуальных документов, принимаемых в рамках производства об административном правонарушении;- выбора эффективных способов защиты прав в сфере государственного управления.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение студентами базовых теоретических знаний и практических умений в области административного права
  • выработка навыков анализа источников административного права и использования принципов и норм административного права в практической деятельности юристов
  • выработка у студентов способности разрабатывать и аргументировать правовые позиции при решении проблемы выбора эффективного способа правовой защиты в сфере государственного управления, эффективного способа разрешения административного спора
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает предмет административного права и знает наиболее значимые черты отличия отрасли административного права от иных отраслей права в части регулирования наиболее значимых аспектов государственного управления. Ориентируется в категориальном аппарате правовой отрасли. Способен выявлять особенности (признаки) административно-правовых отношений и квалифицировать отношения как административно-правовые
  • Знает систему источников административного права. Понимает содержание Понимает содержание основных принципов правового регулирования административно-правовых отношений и использует их при решении проблем применения действующего административного законодательства.
  • Знает особенности правового статуса субъектов административных правоотношений, понимает содержание основных характеристик их правосубъектности. Способен определить ключевые особенности правового статуса отдельных индивидуальных и коллективных субъектов административно-правовых отношений, в том числе в зависимости от вида административно-правовых отношений
  • Знает правовые формы государственного управления и способен выявить их разновидности в решениях соответствующих субъектов на практике. Способен осуществлять правовое сопровождение принятия государственно-управленческих решений. Способен определять и реализовывать эффективные способы защиты прав в рамках административных споров, включая обжалование (оспаривание) административных актов
  • Знает виды административно-правового принуждения и виды административно-принудительных мер. Имеет представление о системе действующего законодательства в области административного принуждения. Способен определять возможные способы защиты прав при реализации различных мер административного принуждения и оценивать их эффективность
  • Понимает суть и содержание административного процесса. Знает основные особенности различных видов административных производств. Способен осуществлять правовое сопровождение отдельных административных процедур и административных производств
  • Знает теоретические основы административной ответственности. Знает особенности административной ответственности и умеет разграничивать ее с иными видами юридической ответственности. Способен определить в конкретной ситуации наличие или отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности.
  • Имеет представление о содержании стадий производства по делам об административных правонарушениях. Способен осуществлять правовое сопровождение привлечения к административной ответственности. Способен определять эффективные способы защиты прав участников производства по делам об административных правонарушениях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика отрасли административного права. Предмет и метод административного права
  • Тема 2. Система источников административного права
  • Тема 3. Субъекты административного права. Особенности административно-правового статуса индивидуальных и коллективных субъектов административного права
  • Тема 4. Формы и методы государственного управления
  • Тема 5. Административное принуждение
  • Тема 6. Административный процесс. Административные производства
  • Тема 7. Административно-деликтное право. Административные правонарушения и административная ответственность. Производство по делам об административной ответственности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
    Целью проведения контрольной работы является определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам и умение применять теоретические знания для решения практических задач. Контрольная работа предусматривает выполнение одного задания, имеющего теоретико-практический характер: решение задачи (казуса), правовой коллизии, изложение способов решения правовой проблемы. Задание формулируется семинаристом в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе, и может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были прочитаны лекции и проведены семинарские занятия. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание системы релевантных источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. Задание объявляется проверяющим преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению контрольной работы студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Возможность использования вспомогательных материалов обусловлена степенью сложности и типом задания в рамках контрольной работы. Контрольная работа выполняется по темам, пройденным (прослушанным) к моменту назначения даты ее выполнения. Контрольная работа проводится в период 3, 4 модулей. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 5 календарных дней. Контрольная работа выполняется в письменной форме. При оформлении решения задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КоАП РФ, КАС РФ). Продолжительность выполнения контрольной работы – 45 минут. Контрольная работа проводится, как правило, во время семинарского занятия.
  • неблокирующий Экзамен 1
    Цель проведения экзамена ¬- определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам, а также умения устанавливать взаимосвязи между теорией административного права и практическим разрешением конкретных вопросов, ситуаций, возникающих в сфере государственного управления, и степени формирования способности грамотного правоприменения в области административного права. Экзамен предусматривает выполнение двух заданий в виде решения задачи (казуса). Задания формулируются в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе.Одна задача составляется преподавателем, ведущим лекционные занятия; вторая задача составляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Экзаменационное задание объявляется проверяющим преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению экзамена студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения экзамена. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Экзамен 1 проводится в 4 модуле. О дате проведения экзаменов студентам сообщается не позднее, чем за 5 календарных дней. Экзамен проводится в письменной форме. При оформлении решения экзаменационного задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КАС РФ, КоАП РФ). Продолжительность выполнения экзамена – 80 минут. Экзамен проводится в специально отведенное время, как правило, одновременно во всех группах.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    Целью проведения контрольной работы является определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам и умение применять теоретические знания для решения практических задач. Контрольная работа предусматривает выполнение одного задания, имеющего теоретико-практический характер: решение задачи (казуса), правовой коллизии, изложение способов решения правовой проблемы. Задание формулируется семинаристом в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе, и может охватывать одну или несколько тем из числа тех, по которым были прочитаны лекции и проведены семинарские занятия. При выполнении задания студенты должны продемонстрировать знание системы релевантных источников права и навыки их применения, владение специальной терминологией, способность к последовательному и логически непротиворечивому анализу. Задание объявляется проверяющим преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению контрольной работы студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения контрольной работы. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, контрольная работа может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Возможность использования вспомогательных материалов обусловлена степенью сложности и типом задания в рамках контрольной работы. Контрольная работа выполняется по темам, пройденным (прослушанным), к моменту назначения даты ее выполнения. Контрольная работа проводится в период 1 модуля второго года обучения. О дате проведения контрольной студентам сообщается не позднее, чем за 5 календарных дней. Контрольная работа выполняется в письменной форме. При оформлении решения задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КоАП РФ, КАС РФ). Продолжительность выполнения контрольной работы – 45 минут. Контрольная работа проводится, как правило, во время семинарского занятия.
  • неблокирующий Экзамен 2
    Цель проведения экзамена ¬- определение степени освоения студентом понятийного аппарата, принципов административного права, теоретических положений, классификаций, источников административного права по изученным темам, а также умения устанавливать взаимосвязи между теорией административного права и практическим разрешением конкретных вопросов, ситуаций, возникающих в сфере государственного управления, и степени формирования способности грамотного правоприменения в области административного права. Экзамен предусматривает выполнение двух заданий в виде решения задачи (казуса). Задание формулируется в рамках содержания дисциплины, представленного в настоящей программе. Одна задача составляется преподавателем, ведущим лекционные занятия; вторая задача составляется преподавателем, ведущим семинарские занятия. Экзаменационное задание объявляется проверяющим преподавателем непосредственно перед его выполнением. Для подготовки к выполнению экзамена студентам заранее сообщаются выбранные темы, а также перечень нормативно-правовых актов и (или) судебных актов, которыми студент может пользоваться в процессе выполнения экзамена. По усмотрению проверяющего преподавателя и по согласованию с преподавателем, читающим лекционный курс, экзамен может проводиться без права использования текстов нормативных и (или) судебных актов. Экзамен 2 проводится в 1 модуле второго года обучения. О дате проведения экзаменов студентам сообщается не позднее, чем за 5 календарных дней. Экзамен проводится в письменной форме. При оформлении решения экзаменационного задания допускается использование общепринятых сокращений (например: РФ, ФЗ, КАС РФ, КоАП РФ). Продолжительность выполнения экзамена – 80 минут. Экзамен проводится в специально отведенное время, как правило, одновременно во всех группах.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    О1 = 0,3 * Окр1 + 0,7 * Оэкз1, где О1 - результирующая оценка за первый год обучения (максимум – 10 баллов); Окр1 - оценка за контрольную работу 1 (максимум – 10 баллов); Оэкз1 - оценка за экзамен 1 (максимум – 10 баллов). Блокирующие элементы не предусмотрены. Результирующая оценка за первый год обучения учитывается при выставлении итоговой оценки по дисциплине. 1. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 3. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
  • 2025/2026 1st module
    Оитог = 0,1 * Окр2 + 0,6 * Оэкз2 + 0,3 * О1, где Оитог – итоговая оценка по дисциплине за оба года обучения (максимум – 10 баллов); Окр2 - оценка за контрольную работу 2 (максимум – 10 баллов); Оэкз2 - оценка за экзамен 2 (максимум – 10 баллов); О1 – результирующая оценка за первый год обучения (максимум – 10 баллов). Блокирующие элементы не предусмотрены. Результирующая оценка за первый год обучения учитывается при выставлении итоговой оценки по дисциплине. 1. Задания текущего и итогового контроля могут быть проведены на платформе LMS, с использованием платформ видеоконференцсвязи ZOOM, MSTeams, Webinar. Во время выполнения заданий текущего и итогового контроля студент должен обеспечить наличие стабильного Интернет-соединения и работающую (включенную) видеокамеру. Не выполнение указанных условий приравнивается к неявке на элемент контроля. 2. В том случае, если при проверке письменных работ студентов, включая экзаменационные работы, выявляется полное или частичное совпадение текста ответа у разных студентов, и это совпадение не вызвано цитированием норм закона или судебной практики высших судов, всем студентам, у которых выявлено совпадение, выставляется оценка 0 за работу, без выяснения причин такого совпадения. 3. Продолжительность выполнения каждого элемента контроля, установленная настоящей программой, включает время написания элемента контроля и время его сдачи при написании в бумажном варианте, время его загрузки при выполнении в системе SmartLMS.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Административно-деликтное право - Аникеенко Ю.Б., Новоселова Н.В., Хазанов С.Д. - НИЦ ИНФРА-М - 2023 - https://znanium.com/catalog/product/1897679 - 1859924 - ZNANIUM
  • Мигачев, Ю. И.  Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под редакцией Л. Л. Попова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 456 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08218-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510449 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Алексеев И.А., Свистунов А.А. - Административное право. Учебник - 978-5-392-19933-4 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/30942 - 30942 - PROSPECT

Авторы

  • Маскаева Ирина Ивановна
  • Волкова Юлия Михайловна