Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Кантемировская дом 3, корп.1, лит. А, ком. 219 (ст. метро «Лесная», «Петроградская»)
М.: Издательство Проспект, 2024.
Налоговед. 2024. № 8(248). С. 23-32.
В кн.: ARS IURIS : сборник научных статей к юбилею Г. А. Гаджиева. М.: Статут, 2023. Гл. 1. С. 13-25.
Данилов А. С., Сивицкий В. А.
Государственное и муниципальное управление. WP8. Высшая школа экономики, 2006. № 01.
Конституционное право – не застывшая, не догматическая дисциплина, она очень живо реагирует на происходящие в обществе события и меняющиеся тенденции. В ней есть место таким понятиям и явлениям, как «конституционные традиции», «конституционные страхи», «конституционная этика», «конституционная идентичность». Они находятся на стыке разных областей научного знания: социологии, политической философии, истории и даже экономики. Например, как замечает в одной из своих недавних работ научный руководитель Юридического факультета, Г.А. Гаджиев, конституционное и международное право быстрее всего способны ощутить как «динамичное развитие», так и угрозу «нового политического ледникового периода». Именно в поле зрения этой дисциплины попадают самые конфликтные сферы общественных отношений: ограничения свободы мирных собраний (митингов, пикетов и т.д.), борьба с проявлениями политического, религиозного и иного экстремизма, меры по противодействию коррупции в публичной службе, правовое обеспечение прозрачности избирательного процесса и т.д. Конституционное право, преподаваемое в самом начале обучения будущего юриста – это, своего рода, арифметика, но конституционное право, практикуемое в сфере законотворчества, конституционного правосудия, международного общения – это почти высшая математика.
Кафедра конституционного и административного права Юридического факультета Высшей школы экономики (г. Санкт-Петербург) активно откликается на актуальные запросы науки и образования, что отражается в наборе и содержании преподаваемых дисциплин, тематике научных и методических публикаций ее сотрудников. Наряду с академическими курсами, традиционно преподаваемыми в ее рамках, такими как административное право, сравнительное конституционное право, имеются и эксклюзивные научно-исследовательские семинары (НИС): конституционное судопроизводство, подготовка юридических документов и некоторые другие. Костяк кафедры с самого начала ее функционирования, наряду с иными практикующими юристами, составляют сотрудники аппарата Конституционного Суда России, которые в свободное время ведут активную педагогическую и научно-методическую деятельность. Также для нас чрезвычайно важно, что в составе кафедры есть и выпускники Юридического факультета (г. Санкт-Петербург) и Факультета права (г. Москва) НИУ ВШЭ.
Не остаются неизменными с течением времени не только состав и содержание курсов, но и ключевые формы работы – как аудиторной, так и самостоятельной. На сегодняшний день приоритетным форматом семинарских занятий является решение задач на основе новейшей практики Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека. Это тот самый «case method», который совершил настоящую революцию в юридическом образовании США и который по сей день лежит в основе как образования западных юристов, так и собственно их работы в суде. Для подготовки курсовых и дипломной работ студентам предлагается на выбор два формата работы: традиционный, сочетающий в себе элементы реферирования, научного эссе, и, условно говоря, практический, состоящий в подготовке меморандума по судебному делу, анализе судебной практике по конкретному вопросу или т.п. Этот новаторский прием призван повысить практическую, прикладную значимость работы студента, снизить риски необоснованных заимствований, добиться актуальности и новизны проводимого исследования - в общем, гарантировать соответствие его тем требованиям, которые предъявляются к любой научной работе.