• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Статья
FOREIGN BORROWINGS IN THE LEXIS OF THE CHRONICLE OF JOHN OF NIKIU

Gusarova E.

Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2024. No. 4. P. 147-154.

Глава в книге
Смутное время в Государстве мамлюков Бурджи (1495–1501): борьба поколений в доме султана в условиях нединастийного престолонаследия

Зеленев Е. И., Илюшина М. Ю.

В кн.: Caucaso-Caspica: Труды Института востоковедения Российско-Армянского (Славянского) университета. Выпуск VII-IX (2023-2024). Вып. VIII-IX. Ер.: Издательство РАУ, 2024. Гл. 1. С. 5-16.

Востоковеды открывают «две сверхновые»

В Институте востоковедения и африканистики планируется открытие двух новых кафедр. Речь идет о подготовке востоковедов-экономистов, востоковедов-международников, востоковедов-политологов, а также востоковедов-социологов, религиоведов, культурологов и даже искусствоведов. Обо всем этом мы попросили рассказать директора Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Евгения Зеленева.

Востоковеды открывают «две сверхновые»

Фото из личного архива Евгения Зеленева

— Евгений Ильич, востоковедные программы ВШЭ в Санкт-Петербурге являются динамично развивающимися образовательными проектами. Не могли бы вы рассказать, что нового произошло у востоковедов за минувший год?

— Менее года назад, в августе 2022 года в Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге был создан Институт востоковедения и африканистики, в составе которого стали действовать четыре кафедры, открывшие прием абитуриентов в востоковедный бакалавриат на пять языковых направлений — арабское, индийское, китайское, корейское и японское.

Тогда же было принято решение о начале приема в первую в НИУ ВШЭ — Санкт-Петебург востоковедную магистратуру по уникальному для российского образования направлению «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений», которая будет готовить столь необходимых сегодня востоковедов-международников для российских и зарубежных  международных учреждений. 

На завершающей стадии находится вопрос об открытии востоковедной аспирантуры. Полным ходом идет подготовка к открытию двухгодичных  интенсивных курсов восточных языков.

Наконец, уже в сентябре будет объявлен прием на новую образовательную программу — «Программу профессиональной переподготовки специалистов, имеющих высшее образование», где любой желающий сможет получить диплом о втором высшем, уже востоковедном образовании. Сразу оговоримся, что эта программа не из легких и потребует от обучающихся немалых усилий и упорства, но это, как говорится, того стоит.

На этом фоне открытие двух новых кафедр — событие особой важности: наряду с уже действующими четырьмя кафедрами в институте открываются две новые кафедры, уникальные не только для Вышки, но и России в целом. Речь идет о кафедре международных отношений и политических процессов в странах Азии и Африки, а также о кафедре общественного и культурного развития Азии и Африки. 

— Что это за кафедры и для чего они созданы?

— Сегодня нередко приходится слышать о так называемом мифическом историко-филологическом комплексе востоковедных знаний, который якобы имеет место быть в большинстве востоковедных программ российских университетов. Действительно, данный комплекс, с акцентом на изучение человека, существовал в российском и советском востоковедении с середины XIX века до второй половины 30-х годов ХХ века, полностью исчезнув к началу Великой Отечественной войны. В 1944 году было принято решение восстановить востоковедное образование в Советском Союзе. Принципом нового советского востоковедного образования стало разделение как преподавателей, так и выпускников востоковедных учебных заведений исключительно на филологов и историков. Классической востоковедной историко-филологической, а правильнее было бы сказать — филолого-исторической амальгамы так и не возникло. Один год принимали абитуриентов на отделение истории, а другой — на филологическое отделение. Напомню, что речь идет о времени, когда подобные востоковедению надотраслевые науки, призванные синтезировать новое научное знание на междисциплинарной основе, не пользовались официальной поддержкой. Вспомним печальную судьбу кибернетики, генетики, геополитики. Сегодня, как и тогда, подавляющее большинство университетских востоковедных программ в нашей стране по-прежнему готовит либо филологов, либо историков.

Наша востоковедная бакалаврская программа строится на принципиально иной основе. Во-первых, эта программа пятилетняя, дающая возможность получить комплексное востоковедное образование. Во-вторых, эта программа имеет два уровня: базовый двухгодичный, за который отвечают четыре принимающие кафедры, и специализированный трехгодичный (3–5-й годы обучения), за профессиональную подготовку на котором будут отвечать две новые кафедры.

Базовый уровень предусматривает подготовку по основным востоковедным направлениям. Это филология (лингвистика и литературоведение), история стран Азии и Африки, социально-культурная антропология Востока. По этим направлениям всем студентам бакалавриата преподают как общую теорию, так и специализированные курсы регионального и страноведческого характера.

С третьего года обучения все студенты распределяются на две новые кафедры в зависимости от выбранной специализации.

Кафедра международных отношений и политических процессов стран Азии и Африки предлагает три специализации: 
— экономика (политэкономический аспект);
— теория и история международных отношений;
— политология.

Кафедра общественного и культурного развития Азии и Африки также обеспечивает три специализации:
— социология;
— общественная мысль и религиоведение;
— культурология и искусствоведение. 

Распределение студентов между кафедрами по направлениям и по специализациям — результат личного выбора самих студентов. Чтобы этот выбор был обоснованным, двумя новыми кафедрами будут организованы консультации для желающих, а также серии открытых мотивационных лекций и семинаров.

В заключение поясню важные детали. В ближайшие годы число специализаций на третьем курсе может увеличиться, в частности за счет юриспруденции и маркетинга. При этом сохраняется традиционный филолого-историко-антропологической комплекс как фундамент востоковедного знания. Новая система позволяет студентам, интересующимся, например, лингвистикой, продолжить ее изучение под углом зрения одной из специализаций, например, занимаясь социолингвистикой или лингвокультурологией. Или другой пример: занятия антропологией на первом и втором курсах можно в дальнейшем продолжить под углом зрения, например, политической или социальной антропологии. Эта образовательная модель существует на нашей бакалаврской программе уже более пяти лет, но теперь она приобретает строгую структурированную форму.

Наконец последнее. Мы возлагаем на новые кафедры большие надежды не только в бакалавриате, но также на уровнях магистратуры и аспирантуры. С этой целью на новые кафедры приглашены профессиональные дипломаты с огромным опытом работы в МИД РФ, крупные религиоведы, востоковеды-социологи и востоковеды-международники, видные экономисты, историки и политологи, получившие ученые степени как в российских университетах, так и за рубежом.