• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

194100, Санкт-Петербург
ул. Кантемировская, д.3, комн. 210, 211
тел. (812) 644-59-11 * 61526 (812) 644-59-11 * 61527

Руководство
Доцент Смирнова Наталья Викторовна

Руководитель департамента
smirnovan@hse.ru

Заместитель руководителя департамента Урсул Наталья Валерьевна
Специалист по учебно-методической работе Молчанова Татьяна Васильевна

tmolchanova@hse.ru

Специалист по учебно-методической работе Пономарева Алина Дмитриевна

adponomareva@hse.ru

Специалист по учебно-методической работе Тямчик Азалия Александровна

atyamchik@hse.ru

Глава в книге
Феминитивы как тенденция к феминизации в современном немецком языке

Синеокая Н. А.

В кн.: Гендер в зеркале немецкой культуры. М.: Флинта, 2024. С. 55-88.

Препринт
Defective or Expressive? Forms with Deviations in Brodsky’s Poetry

Panarina M. A.

Literary Studies. WP BRP. Высшая школа экономики, 2015. No. WP BRP 11/LS/2015 .

Пре­по­да­ва­те­ли-методисты успешно защитили ин­ди­ви­ду­аль­ные и групповые проекты

В конце мая прошла аттестация слушателей программы профессиональной переподготовки «Преподаватель-методист: новые подходы к реализации обучения английскому языку».

Первый этап включал в себя защиту индивидуального проекта – обучающего курса на английском языке, а также презентацию урока. Слушатели представляли разработанный курс для определённой целевой аудитории. Большое внимание уделялось современным языковым практикам и инструментам обучения. Именно умение найти подходы для максимально эффективного погружения в языковую среду и тренировали слушатели программы в течение полугода.

Темы защит говорят сами за себя: курс для любителей собак, английский через спорт, разговорный английский для подростков через социальные сети, английский для бакалавров IT-направлений, английский для родильных туристов, SoftSkillsв бизнес-английском и т.д. Слушатели научились структурировать образовательный процесс, «упаковывать» его в доступные и интересные форматы, а также управлять интересом аудитории, сводя стресс от обучения к минимуму.

Учить других – значит понимать механику командной работы, поэтому вторым аттестационным этапом стала защита группового проекта. О том, что слушатели основательно подошли к прохождению программы, говорят ужесами темы: «Мотивация в изучении языков», «Обучение произношению. Нужно ли оно?», «Самые эффективные способы расширить вокабуляр», «Набор потребностей: EGP, EAP и ESP: что это такое и как это работает?», «Обучение в течение всей жизни. Мода или необходимость?» Оценивали проекты эксперт программы Елена Боголюбова, методолог Татьяна Царапкина, а также академический руководитель Елена Райгородская. Они отмечали включённость слушателей в работу, энергичный диалог с экзаменационной комиссией, заинтересованный взгляд на проблемы.

Анализируя защиты, Елена Владимировна Боголюбова подчеркнула, что методика – это не периферия научного сознания, а союз науки и искусства: «Для меня это волшебная флейта, на которой можно исполнять дивные мелодии, извлекая звуки божественной красоты. Надеюсь, что у наших слушателей сложилось именно такое восприятие методики. Для многих она ассоциируется с назидательным тоном и руководящими указаниями. На самом деле постулаты методики – это советы, которым ты следуешь, осознав и осмыслив их, преломив через призму своего внутреннего мира. Важно, что во время защиты индивидуальных и групповых проектов мы увидели личностный подход к решению методических задач. Методика – это инструмент, и каждый преподаватель исполняет соло с оркестром, каждый играет в своей манере. У кого-то эта манера, или индивидуальный стиль педагогической деятельности, уже сложилась, у кого-то она ещё формируется. Особенно ценным является то, что наши слушатели готовы экспериментировать и искать свой путь в искусстве методики».

Успешные защиты – очередное доказательство эффективности программы Питерской Вышки. География участников подчёркивает универсальность и удобство дистанционного формата обучения: в день защиты проектов в одном виртуальном пространстве встретились Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Тюмень и Сочи. Гибкости и широте мышления слушатели также учились на протяжении всего курса.

Обучение в малой группе (в этом году курс окончили 12 слушателей) позволило скрупулёзно проработать свои проекты под наставничеством педагогов-практиков Питерской Вышки, а также получить индивидуальные консультации, исходя из своих карьерных и образовательных траекторий.

По результатам экзаменов, все слушатели прошли аттестацию. Теперь их ждёт онлайн-выпускной и вручение дипломов о профессиональной переподготовке НИУ ВШЭ. Такой документ станет надёжным вкладом в их портфолио и возможностью продолжить погружение в мир методики преподавания языка уже на практическом уровне: разрабатывая свои программы, открывая языковые студии и школы. Востребованность специалистов-методистов растёт в том числе и из-за конкуренции в этой сфере. Чтобы клиент выбрал себе подходящего наставника или курс, он должен найти надёжного преподавателя, которому он доверяет и который умеет выстроить весь путь обучения и скорректировать его в процессе обучения.

О возможностях программы рассказывают её разработчики Елена Райгородская и Татьяна Царапкина: «Преподаватели ВШЭ обладают знаниями обо всех востребованных течениях ELT и готовы поделиться ими со специалистами. В рамках этого интегрированного подхода каждый может найти для себя что-то по душе. Кто-то больше сосредоточится на обучении юного поколения, а кто-то разработает курс для архитекторов, работающих в бизнес-сфере. Жизнь стремительно меняется, и на получение новых знаний отводится всё меньше времени, поэтому курс длится 6 месяцев, в рамках которых вы можете уже начать практиковать и работать. В курс входит порядка 20 дисциплин, не считая дополнительных мастер-классов с приглашёнными спикерами-экспертами, а также часы консультаций с руководителями педагогической практики и наставниками программ. Программа включает в себя как контактную работу с преподавателями, так и асинхронную работу на онлайн-платформах с возможностью отслеживания своего прогресса. Педагогическая практика подразумевает под собой консультации с наставниками – ведущими специалистами ВШЭ – и позволяет разработать авторский курс, который может быть востребован на рынке образовательных услуг».

Напомним, что новый набор на программу профессиональной переподготовки «Преподаватель-методист: новые подходы к реализации обучения английскому языку» уже идёт. Старт – 16 октября. 6-месячные курсы проходят в смешанном формате с возможностью учиться из любой точки мира. Подробнее о программе –здесь.