• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Международная конференция

Федерализм, регионализм и авторитаризм как альтернативное политическое представление постимперского порядка

 


Историки зачастую описывают поворотные пункты в истории как время хаоса и дезинтеграции. В то время как именно эти исторические моменты и порожденное ими политическое воображение содержат богатый материал, который позволяет усложнить и детализировать наше восприятие прошлого, тем самым способствуя появлению более адекватного аналитического языка исторических исследований. 

Планируемая конференция будет посвящена исследованиям политического воображения, того, как современники и историки представляли себе постимперский политический порядок и исторические трансформации в имперских образованиях нового времени. Со времен поздней Габсбургской империи до Британских доминионов и со времен позднего Советского Союза до деколонизации в Африке множились идеи о том, как мог выглядеть новый постимперский политический порядок. Некоторые из них включали в себя образы гомогенного национального тела, в то время как другие концентрировались на идее федераций и конфедераций, а также пандвижений. Некоторые политические проекты ушли в прошлое и оказались забытыми на десятилетия, как, например, это произошло с российской традицией областничества, тогда как другие, как, например, «пан-европейское» движение межвоенного периода, оказались востребованными после Второй мировой войны.

Предлагаемый подход дает возможность выйти за рамки устоявшихся в исторических исследованиях дискуссий и поднять целый ряд важных теоретических и практических вопросов. Обращение к политическому воображению постимперского порядка позволяет избежать жестких дихотомий между империей и нацией, колониальностью и постколониальностью, поскольку оно связано с вопросом альтернативного политического языка. Например, можно говорить о политическом языке федерализма как эмансипационном дискурсе, артикулировавшемся как в оппозиции к имперскому режиму (постольку, поскольку этот язык обращался к субъектности политических акторов на местном уровне и признает различия), так и к набиравшему силу политическому идеалу гомогенного национального государства.