02/12.06.1698, чт. П. в Дрездене.
П. в Дрездене. Утром князь А.И.Фюрстенберг посетил царя, обедал с графом Рейхенбергом и 6 русскими, причем царь сидел не во главе стола, была музыка*. После обеда П. отправился в цейхгауз (Альбертинум), а по дороге виделся с графиней Авророй Кёнигсмарк. В цейхгаузе он удивил всех знанием артиллерийского дела, замечал недостатки орудий, затем он отправился к матери курфюрста Анне-Софии Датской, у которой застал курфюрстину Пфальцскую Анну-Марию-Луизу и двухлетнего кронпринца Фридриха-Августа (сына Августа II), был там 15 минут, сидел между курфюрстинами, целовал кронпринца, был очень весел**. После этого снова поехал в кунсткамеру, затем поехал ужинать к А.И.Фюрстенбергу, где была графиня Аврора Кёнигсмарк, ее сестра графиня Левенгаупт и другие дамы, приглашенные по воле П. Ужин был веселым и шумным, П. искусно играл на барабане, много пил, каждый тост по его воле сопровождался артиллерийским салютом, веселье продолжалось до 3-х часов утра 03.06[1]. Генрих Гизен упоминает, что граф Эк водил П. в кунсткамеру, на пушечный двор и в «славную конюшню, что все Ц.в. зело понравилось», был на большом пиру у князя А.И.Фюрстенберга, штатгалтера Саксонского, на котором были придворные[2].
Великие послы в Дрездене, в королевском дворце (дворец-резиденция Георгенбау) и цейхгаузе им показывали «разные изрядные вещи и оружейный дом, и цекауз, и конские збруи и доспехи прежних курфирстов и князей, и пушки и мортиры множественным и уборным строением»[3]. Приезд бомбардира И.И.Коберта с докладом о литье пушек в Любеке, отправлен обратно с отпиской в В.Новгород о приеме пушек[4].
В Преображенском заседали бояре[5].
Комментарий
*Фюрстенберг организовал военный оркестр и писал Августу, что «мне известно, что барабаны и свистки – его любимая музыка и вообще вкус его направлен всего более на все, к войне относящееся. За этим обедом я, вопреки собственному желанию, после двухмесячной болезни, принужден был довольно много пить, к чему давал мне пример сам царь, я же не мог отказать ему потому, что сообразно приказанию моего всемилостивейшего короля я всячески старался доставить ему удовольствие». На обеде всего 8 человек, потом Фюрстенберг провел П. тайным, охрняемым от посторонних, ходом, а Главный арсенал, где П. провел 3 часа, «рассматривая все как нельзя внимательнее и все так основательно, что нельзя достаточно тому надивиться. Он остался очень доволен большим количеством отменных орудий и вообще количеством там находщихся ружей». Потом его провели тйно в комнату королевы-матери, где был кронпринц и вдовствующая курфюрстина Пфальская. Вначали сестр говорили с ним стоя, потом сели под балдахин. Визит длился 7-8 минут, без присутствия фрейлин. Потом его отвели тайно в Кунсткамеру, где он остался до ночи. Потом П. был на ужине у Фюрстенберга, причем П. пожелал, чтобы присутствовали несколько дам, был оркестр, П. был в хорошем настроении и сам искусно бил в барабан. Ужин длился часа четыре, «пили опять много», стреляли из пушек при каждом тосте, несколько сотен выстрелов. «… при этом он так развеселился, что несколько раз обнимал меня» (РИО. 20. С. 24-27).
**М.Шиппан отмечает: «В связи с этими визитами у Петр I начинает проявляться черта, которую неоднократно можно было наблюдать во время его посещения Берлина и Мекленбурга – он испытывал симпатию к пожилым высокопоставленным дамам и с удовольствием бывал в их обществе»[6], но – заметим от себя – в течение несколько минут.
[1] Брикнер. Петр Великий в Дрездене. С. 729-730; Богословский. Петр I. 2. С. 447; Шиппан. Петр. С. 87-89.
[2] Гизен. Журнал. 1. С. 78; Путевой журнал. С. 363; РИО. 20. С. 31-32; Богословский. Петр I. 2. С. 445-449; Weber. Die Besuche Peter der Groβen. S. 341-342.
[3] ПДС. 8. Стб. 1309.
[4] Ф.Лефорт. Сборник. С. 348.
[5] Захаров. Государев двор. С. 74.
[6] Шиппан. Петр. С. 89.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.