• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

22.08/02.09.1717, чт. П. и Екатерина поутру пошли из Амстердама на яхте.




22.08.1717
22.08.1717
Калетий Ливерий (Либерий), греческий поп , Николаева М.В., историк, Вельде Виллем ван дер (Willem van de Velde de Jonge), художник , Рембрант Харменс ван Рейн (Rembrant Harmenszoon van Rijn), художник , Вагеманс Э. (Waegemans Emmanuel), историк , Схетельма Я., историк , Гзель Георг (Ксель, Юрий, Gsell, Xsell (1673 – 1740), художник, при дворе П. с 1717 г., Моор Карел де (Moor Carel de), художник , Пее Генриетта ван (Волтерс-ван-Пее), художница, мастер миниатюр , Верзейл (возм. Верхейл, Verheul), художник , Дирк Арноут, голладский купец , Сило Адам, (Стило, Silo), голландский художник , Вауверман Филипп (Wouwerman Philips), голландский художник , Остад Адриан ван (Остаде, Ostade Flriaen van), художник , Боонен Арнольд (Boonen Arnold), голландский художник, Бакхейзен Людольф (Backhuysen Ludolf), голландский художник , Веен Я. ван дер, историк , Гриффир Ян Старший (Griffier Jan), голландский художник , Хуттенбург Ян, ван, голландский художник , Екатерина Иоанновна, царевна ( 29.10.1691 - 14.06.1733), герцогиня Мекленбургско-Шверинская (с 1716), жена герцога Карла-Леопольда, вернулась в Россию (1722) с дочерью Елизаветой Екатериной Христиной (в православии Анна Леопольдовна), дочь царя Ивана Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны., Гзель Мериан-Мария Сибилла (Gsell Meriam Maria Sybilla) (1647 – 1717), художница, жена Г.Гзеля (Источн.: Лукина. Мария Сибилла Мериам; Петр I и Голландия с. 58-59; Описание рукописного отдела. С. 13-139. , Головкин Гавриил Иванович (Ганка, Гавриил Долговещный) (1660-23.07.1734), комнатный стольник царицы Наталии (1676), стольник (1674), комнатный стольник П. (1686) постельничий П. (07.02.1689), участвовал в боярских совещаниях (1700) на службе (1706), в армии (1709 – 1710), «государственный канцлер, тайный советник и кавалер, граф (1711 – 1713); упомянут как «постельничий, государственный канцлер, тайный советник, кавалер, граф» среди написанных к строение на Котлине с детьми с 443 дв. (1712); подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); (Источн.: Захаров. Разрядные повестки; Захаров. Боярские списки (Дата обращения 03.06.2021); Маршал По. С. 400; ДПС 2-2. С. 101; справочники и словари)., Голицын Петр Алексеевич, князь (1660?-19.10.1722), стольник (23.02.1684), пожалован в комнатные стольники (15.01.1693), замешан в деле И.Е.Цыклера (1697), учился в Венеции (1698), посол в Вене (1701-1706), воевода Архангельска (1708 – 1710), кавалер ордена Андрея Первозванного (14.06.1710), сенатор (22.02.1711); записан к поселению на Котлине с 642 дв., в СПб (1712); обер-комендант московского гарнизона (16.01.1712), губернатор Риги (1713-1719), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718), губернатор Киева (с 09.04.1719); упомянут среди написанных на житье и в строение в СПб (07.12.1720), генерал-майор (упом. 11.01.1722), мл. брат кн Б.А.Голицына; 1-ая жена Настасья Ивановна (рожд. княжна Воротынская, (ум. 14.02.1691); 2-а жена Дарья Лукинишна (рожд. Ляпунова) (1678-22.10.1715); 3-я с 1718 г. Елена Ивановна (рожд. Мусина-Пушкина, 1700 г.р.) (Источн.: Захаров. Боярские списки. Дата обращения 17.06.2021); РГАДА. Ф. 210, оп. 1. Д. 11. Л. 60 об.; РГАДА.Ф.350. Оп. 3. Д. 1. Л. 204; ДПС. 2-2. С. 102; РИО. 11. С. 440)., Никитин Иван Никитич (ок. 1680 - 1742), художник, учился у И.Таннауэра, в 1716-1720 гг. учился в Венеции и Флоренции, был придворным художником П., в опале, наказан и сослан в Сибирь (1732), где и умер (Источн.: Лебедева. Иван Никитин, Андросов. Иван Никитин). , Екатерина Алексеевна (Скавронская Марта, Крузе Марта, Трубачева, Катерина, Катерина Васильевская, Васильефская, Катерина-сама-третья, Матка, царица, Государыня) (1684-06.05.1727), царица (с марта 1711), в браке с П. (19.02.1712), коронована (07.05.1724), императрица Екатерина I (с 28.01.1725). , Апраксин Федор Матвеевич (Адмирал) (27.11.1661 – 10.11.1728), стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693), двинской воевода и губернатор Архангельска (22.08.1694-20.02.1698), поручик Семеновского полка (1694), полковник (1696), адмиралтеец, судья Адмиралтейского приказа (18.02.1700), адмирал и президент Адмиралтейств (08.03.1707), генерал-адмирал, действительный тайный советник (май 1709), генерал-губернатор Азова (май 1709 или 06.02.1710 - 1719), граф (вместе с П.М.Апраксиным)(1709), упомянут как адмирал среди написанных к строение на Котлине с 355 дв. (1712), боярин (1713?), под следствием (1714), сенатор (с 1717), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); президент Адмиралтейств-коллегии (1717), губернатор Ревеля (1719), член Верховного тайного совета (1726), в отставке (с 1727). Жена Домна Богдановна (рожд. Хрущева), (ум. 1702) (Источн.: ДПС. 2-2. С. 101; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); Барсуков. С. 66).


22.08/02.09, чт.

П. и Екатерина поутру пошли из Амстердама на яхте, к вечеру пришли к Гарлемскому каналу и, отойдя от Гарлема с час или полтора, ночевали на якоре[1].

Письма и бумаги П.: 1.Кн.П.А.Голицыну письмо о разрешении долгового дела голландских купцов Арноута Дирка и Якова Фаненнета с братьями (чтобы «учинили справедливость и решили то дело немедленно по правам»)[2]; 2. Г.И.Головкин передал указ П. капитан-поручику о доставке в СПб священника Либерия Калетия, который был в Шверине при герцоги Екатерине Иоанновне[3]; 3. Указ об оплате труда живописца Карела Моора, «который писал персону Е.ц.в.»[4]*.

Разные письма и бумаги: Ф.М.Апраксин – П. о взятии на море шведской шнявы и ее параметры[5]

 


 

Комментарий.

* Э.Вагеманс отмечает, что в Амстердаме П. посещал видных художников, «он часто часами смотрел, как они работают над тем или иным произведением, разговаривал с ними о творениях их кисти и кисти других и так вырабатывал в себе хороший вкус в оценке картин». Кроме того, П. ходил на аукционы и покупал для Петергофа картины Харменса Рембранта, Яна Стейна, Филиппа Ваувермана, Адриана ван Остада и др. Он позировал Арнольду Боонену, а также, как и раньше, Карелу де Моору[6]. Я.Схетельма, чью работу Э.Вагеманс не считает научной, писал, что П. расспрашивал художников о технике писания, являл тонкое понимание при оценке достоинств картин. Много времени проводил у своего учителя Адама Стило, купил у него много картин. Любил он и живописца Арнольда Боонена, заказал ему свой портрет, портрет Екатерины и детей и многих лиц своей свиты. Посетил П. и художницу Генриэтту ван Пее, мастера миниатюр, пригласил ее в Россию, но она отказалась, дорожа скромной анабаптистской жизнью, ибо ее вера не позволяет ей вести «беспокойную и рабскую жизнь при дворе». Он хотел Ван Пее позировать, но, узнав, что для этого нужно по два часа сидеть раз двадцать, отказался. Часто царь посещал распродажи картин, где прислушивался к советам художника Георга Кселя, мастера натюрмортов с плодами и цветами. Его рекомендовал Адам Стило, и Георг Ксель поехал в Россию. Он был женат на дочери Марии Сибиллы-Мериан. П. собирал картины фламандской и голландской школ, причем предпочтение отдавал работам Людовика Бакхейзена и Виллема Ван-дер-Вельде с изображением моря и судов. П. отдал учиться у Адама Стило И.Н.Никитина, А.М.Матвеева и др.[7]. По мнению историка Я. ван дер Веена, «голландская живопись начала  XVIII в. была лишь жалким отражением живописи периода расцвета, приходящегося на середину века XVII». П. интересовался, прежде всего художниками-маринистами и ценил Людвига Бакхейзена, который писал для него разные типы судов и П. сам делал зарисовки, «дабы кораблестроение основательно познать». Встречался П. и с художником Яном Гриффиром, который вообще жил на своем корабле, где устроил мастерскую, картины из которой П. купил. Был знаком П. и с художником Верзейлом, у которого также купил картины. У Адама Стило П. учился строить модели кораблей, он же давал П. уроки рисования. Из-за того, что во время первой встречи П. отказался покупать его картины, Адам Стило обиделся и потом отказался продавать П. модели и картины и не согласился поехать в Россию. Позже, через своих агентов, П. купил картины Адама Стило. Для баталиста Яна ван Хуттенбурга П. сам делал набросок желаемой картины[8]. Возможно, что при описании художественных интересов, встреч с художниками, авторы путают Первое и Второе посещение П. Голландии.     

 


[1] ГСВ. 1. С. 622.

[2] Рескрипты и указы. III. С. 437; КПБ. 85. Л. 98; Николаева. Приходо-расходные книги. С. 347.

[3] Сб. выписок. 2. С. 75-76.

[4] Сб. выписок. 2. С. 82.
[5] Собрание писем. 4. С. 138-139.

[6] Вагеманс. Царь. С. 180.

[7] Схетельма. Петр Великий. 166. С. 335-337.

[8] Веен. Амстердамский художественный рынок. С. 203-205. Описание собрания картин. С. 345.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.