22.08/02.09.1717, чт. П. и Екатерина поутру пошли из Амстердама на яхте.
22.08/02.09, чт.
П. и Екатерина поутру пошли из Амстердама на яхте, к вечеру пришли к Гарлемскому каналу и, отойдя от Гарлема с час или полтора, ночевали на якоре[1].
Письма и бумаги П.: 1.Кн.П.А.Голицыну письмо о разрешении долгового дела голландских купцов Арноута Дирка и Якова Фаненнета с братьями (чтобы «учинили справедливость и решили то дело немедленно по правам»)[2]; 2. Г.И.Головкин передал указ П. капитан-поручику о доставке в СПб священника Либерия Калетия, который был в Шверине при герцоги Екатерине Иоанновне[3]; 3. Указ об оплате труда живописца Карела Моора, «который писал персону Е.ц.в.»[4]*.
Разные письма и бумаги: Ф.М.Апраксин – П. о взятии на море шведской шнявы и ее параметры[5]
Комментарий.
* Э.Вагеманс отмечает, что в Амстердаме П. посещал видных художников, «он часто часами смотрел, как они работают над тем или иным произведением, разговаривал с ними о творениях их кисти и кисти других и так вырабатывал в себе хороший вкус в оценке картин». Кроме того, П. ходил на аукционы и покупал для Петергофа картины Харменса Рембранта, Яна Стейна, Филиппа Ваувермана, Адриана ван Остада и др. Он позировал Арнольду Боонену, а также, как и раньше, Карелу де Моору[6]. Я.Схетельма, чью работу Э.Вагеманс не считает научной, писал, что П. расспрашивал художников о технике писания, являл тонкое понимание при оценке достоинств картин. Много времени проводил у своего учителя Адама Стило, купил у него много картин. Любил он и живописца Арнольда Боонена, заказал ему свой портрет, портрет Екатерины и детей и многих лиц своей свиты. Посетил П. и художницу Генриэтту ван Пее, мастера миниатюр, пригласил ее в Россию, но она отказалась, дорожа скромной анабаптистской жизнью, ибо ее вера не позволяет ей вести «беспокойную и рабскую жизнь при дворе». Он хотел Ван Пее позировать, но, узнав, что для этого нужно по два часа сидеть раз двадцать, отказался. Часто царь посещал распродажи картин, где прислушивался к советам художника Георга Кселя, мастера натюрмортов с плодами и цветами. Его рекомендовал Адам Стило, и Георг Ксель поехал в Россию. Он был женат на дочери Марии Сибиллы-Мериан. П. собирал картины фламандской и голландской школ, причем предпочтение отдавал работам Людовика Бакхейзена и Виллема Ван-дер-Вельде с изображением моря и судов. П. отдал учиться у Адама Стило И.Н.Никитина, А.М.Матвеева и др.[7]. По мнению историка Я. ван дер Веена, «голландская живопись начала XVIII в. была лишь жалким отражением живописи периода расцвета, приходящегося на середину века XVII». П. интересовался, прежде всего художниками-маринистами и ценил Людвига Бакхейзена, который писал для него разные типы судов и П. сам делал зарисовки, «дабы кораблестроение основательно познать». Встречался П. и с художником Яном Гриффиром, который вообще жил на своем корабле, где устроил мастерскую, картины из которой П. купил. Был знаком П. и с художником Верзейлом, у которого также купил картины. У Адама Стило П. учился строить модели кораблей, он же давал П. уроки рисования. Из-за того, что во время первой встречи П. отказался покупать его картины, Адам Стило обиделся и потом отказался продавать П. модели и картины и не согласился поехать в Россию. Позже, через своих агентов, П. купил картины Адама Стило. Для баталиста Яна ван Хуттенбурга П. сам делал набросок желаемой картины[8]. Возможно, что при описании художественных интересов, встреч с художниками, авторы путают Первое и Второе посещение П. Голландии.
[1] ГСВ. 1. С. 622.
[2] Рескрипты и указы. III. С. 437; КПБ. 85. Л. 98; Николаева. Приходо-расходные книги. С. 347.
[3] Сб. выписок. 2. С. 75-76.
[4] Сб. выписок. 2. С. 82.
[5] Собрание писем. 4. С. 138-139.
[6] Вагеманс. Царь. С. 180.
[7] Схетельма. Петр Великий. 166. С. 335-337.
[8] Веен. Амстердамский художественный рынок. С. 203-205. Описание собрания картин. С. 345.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.