22.06/03.07.1717, сб. П. в Спа.
22.06/03.07, сб.
П. в Спа, принял мекленбургского министра барона Эйхгольца, который подал верительную грамоту от 04/15.06 и устно излагал П. дела[1]*. Остались воспоминания пастора Энжельберта Нэ о пребывании в гостях у П.: «Надо признать, что этот государь, или, скорее, всякий московит, не похож на других людей <…>. Я прибыл в четверг [22 июня] в Спа и застал царя в палатке: я преподнес ему чашу с фруктами из своего сада <…>. Он оказал мне честь, оставив меня обедать с ним; я был бы неправ перед Вами, если бы не поделился с Вами описанием этой трапезы. Меня позаботились предупредить, что таков был обыкновенный образ жизни Е.в. Стол был лишь на восемь кувертов, но умудрились положить двенадцать. Царь сидел во главе стола в ночном колпаке и без шейного платка, мы все ели в стороне от стола на расстоянии полуфута [около 15 см]; два солдата гвардии носили каждый свое блюдо, на котором не было положительно ничего, но по краям стояли глиняные тарелки с бульоном и куском мяса; каждый выбрал одну этих мисок <…>. Если, съев бульон, вы хотите еще, вы без церемоний залезаете в тарелку соседа, как поступил Е.в. с миской своего канцлера. Адмирал галерного флота, сидевший напротив царя, не испытывал аппетита и развлекался тем, что грыз ногти. Вдруг пришел какой-то человек и не поставил прямо, а бросил на стол шесть бутылок вина, как будто играл в биты. Царь взял одну и налил каждому из сотрапезников по стакану <…>. Почти все миски опрокинулись на скатерть, как и вино, ибо бутылки были плохо закупорены. Когда посуду убрали, скатерть была вся в жире и вине. Подали вторую перемену. Солдата, случайно проходившего мимо кухни, заставили взять блюдо, и, не успев снять шляпу, он, чтобы ее сбросить, стал трясти головой, но царь сделал ему знак явиться, как он был. Перемена состояла лишь из одного блюда: две телячьих вырезки и четыре цыпленка. Е.в., заметив цыпленка покрупнее, взял его рукой, провел им у себя под носом и, сделав мне знак, что цыпленок хороший, оказал мне милость, бросив его мне на тарелку. Блюдо все время скользило с одного конца стола на другой, не встречая препятствий, ибо блюдо было только одно, а скатерть, покрытая жиром, облегчала его движение. Прибыл десерт: тарелка с тремя печеньями, какие делают в Спа. Наконец, все встали из-за стола и царь, подойдя к окну, нашел там пару жирных и ржавых нагарных щипцов, коими пользовался, чтобы почистить себе ногти»[2].
Письма и бумаги П.: запись расходов: «По указу Ц.в. дано музыкантам, которые приходили на квартиру Е.в. в Шпа и играли - 20 ливров французских»[3].
Комментарий.
* В Спа Эйхгольц вел переговоры с П.А.Толстым и П.П.Шафировым о числе русских полков, которые Карл-Леопольд просил оставить в Мекленбурге[4].
[1] Бантыш-Каменский. Обзор. 2. С. 110.
[2] Вагеманс. Петр. С. 192-193; Ср. перевод у Боди. Петр Великий. С. 586-587 и Пребывание Петра Великого. С. 27-28.
[3] Сб. выписок. 2. С. 71.
[4] Гец П.П. Карл-Леопольд. С. 19.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.