06/17.06.1717, чт. П. в Париже.
06/17.06, чт.
П. в Париже, был в Обсерватории, два часа проводил астрономические наблюдения, был у мастеров, которые делают инструменты математические и «некоторыя лутчия инструменты у них изволил купить»[1]*, ужинал у К.Л.Г. де Виллара в его дворце на улице Греналь. Граф Л.А.Тулузский поднес П. большую морскую карту[2]. Согласно выводам Д.Ю. и И.Д.Гузевичей, этот день П. протекал иначе: П. «был в лавке купца-галантерейщика Каллея у Нового моста и некоторых других мастеров математических инструментов»; после обеда в третий раз посетил Обсерваторию, где провел более двух часов; у некого г. Оггера смотрел небольшой корабль (вероятно модель); граф Л.А.Тулузский поднес ему морскую карту; договорился о прощальном визите к королю в Тюильри назавтра; по-видимому, окончательно определился (или подтвердился) день его отъезда – воскресенье. Ужинал у маршала К.Л.Г.Виллара во дворце на улице Гренель, каждый тост за столом сопровождался пушечной стрельбой. Согласно легенде, П. ловко бил в барабан, а маршал К.Л.Г.Виллар играл на цимбалах[3]. «В Лувре уже говорили о том, что готов отряд гвардейцев, которые должны сопровождать царя до границ королевства»[4].
Письма и бумаги П.: 1. Запись расходов: пивовару за варенье пива; Ю.И.Кологривову «за книги, которые куплены Е.в. по росписи - 157 ливров»; Р.К.Арескину, «что отдал служителям в анатомии за показанье физического эксперизица Е.в. - 30 ливров»[5], заплачено «за дело компаса для Е.в.»[6]; 2. И.И.Голиков упоминает, что С.Л.Владиславич-Рагузинский был отправлен в Италию и П. дал ему грамоту, в которой он назван Иллирийским графом и в которой призывает всех принимать его благосклонно[7].
Комментарий.
* Интерес П. к астрономии был давним. Еще в 1697 г. П. был знаком с голландским физиком и астроном Х.Хартсэкером, который показывал ему телескопы (информация неточная). Джон Перри писал о сильном интересе П. к астрономии, что подтверждается другими свидетельствами. Джон Перри сообщает, что главным собеседником царя был приглашенный в Россию профессор (точнее учитель) математики Генри Фархварсон. П. «приказал ему исчислить, когда и как будут видимы в стране этой затмения солнца, и Царь всегда оставался им доволен. Его величество приказал привезти в страну свою весьма xopoшие телескопы, равно как и все другие полезные инструменты и книги, требуемые вышеупомянутым [Генри] Фергарсоном (Фархварсон - Е.А.). Его величество, в сопровождение господ своих, всегда сам с величайшею любознательностью наблюдает все случающиеся солнечные затмения, рассуждая с господами своими и окружающими его людьми о естественной причине этого явления, а также и о движении других небесных светил, вращающихся в солнечной системе согласно тому, что неоспоримо доказал современному миру великий сэр Исаак Ньютон. Где бы ни находился Его величество и куда бы ни собирался ехать, будь это в Польше, в Петербурге, в Воронеже, или Азове он всегда предписывает вышеозначенному [Генри] Фергарсону посылать ему чертежи и описание затмений, преимущественно же солнечных затмений, долженствующих быть в тех местах, где он находится, или куда намеревается прибыть к этому времени"[8].
[1] ГСВ. 1. С. 618.
[2] Мезин. Петр I во Франции. С. 75; Сен-Симон. О пребывании Петра. С. 20.
[3] Мезин. Петр I во Франции. С. 113.
[4] Гузевич и Гузевич. Хроника визита. С. 152-153.
[5] Сб. выписок. 2. С. 68.
[6] Сб. выписок. 2. С. 70.
[7] Голиков. ДПВ. 6. С. 232-233.
[8] Перри. Состояние России. С.00.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.