До 04.02.1701. Указ о колоколах.
Письма и бумаги П.: в указе в Монастырский приказ из Пушкарского за 04.02 сказано: «указал В.г. <…> для нынешнего воинского случая <…> во всех городах у соборных и у прихоцких церквей, и во архиерейских, и боярских домах, и в монастырях, и в вотчинниковых селах у церквей взять на Пушечный двор в пушечное и мазжерное литье ис колоколов весом четвертую часть, сколько по весу пудов, где в котором звону во всех колоколах явится»[1]*.
Комментарий.
* Согласно легенде, идею снятия колоколов на переплавку П. подал неизвестный колокольный мастер (по версии Голикова-Крекшина - пьяница-пушечный мастер или сам митрополит Иов), обративший внимание царя на обилие разбитых и непригодных для службы колоколов в церквях и монастырях, что действительно было в реальности.[2]..В.Седов на материалах Успенского Тихвинского монастыря за 1701 г. пришел к выводу, что указ о снятии колоколов появился в середине января 1701 г.[3]. Сводные данные об использовании колокольной меди для изготовления пушек см.: Петрухинцев Н.Н. Пушки и колокола. С. 49-51; Манойленко Ю.Е. К истории организации. С. 265-291.
[1] Манойленко. Колокольные сборы. С. 56.
[2] Голиков. Анекдоты. С. 100-101; Никанорова. Исторический анекдот. С. 392.
[3] Седов. Снятие церковных колоколов. С. 28-29.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.