25.01.1715, вт. П. в СПб.
П. в СПб, «списывал персону <…> царицы Прасковьи Федоровны»[1]*.
Письма и бумаги П.:1-2. А.И.Ушакову письмо о передаче 1000 руб. И.И.Бутурлину[2]; возможно, был указ о расследовании «похищений казенных»[3]; 3. О назначении денежного содержания К.Н.Зотову, И.И.Суворову и В.Г.Туволкову[4]; 4. Дополнение к указу о подметных письмах: «Объявляетца всем сей следующий указ»: о запрете подбрасывать анонимные подметные письма, о публичном сожжении их при обнаружении, о поощрении гласного объявления доносов, их регламентация (вид объявления и содержание), о внесении в список важнейших государственных преступлений «третьего пункта» - «о похищении казны»[5]**; 5. В.В.Делдену указ о выдаче 1000 руб. капитану Никите Скульскому для раздачи жалования офицерам[6]; 6. Виллему Генту в Ревель о ремонте корабля «Св. Антоний» господином Гизом: «…у карабля «Антония» с одной стороны под баркгоутом отнимите одну доску и покажите ему все гнилости того корабля, и потом паки заделайте»[7].
Разные письма и бумаги: 1.О.А.Соловьев – П., что после своего доношения от 11.01 «никаких указов не принимал», о готовности строящихся кораблей к отпуску в Россию, «гукора такого сыскать здесь не мог, о каком В.в. изволил писать», но нанял один и отправляет в Россию[8]; 2. Ф.М.Апраксин - кн. М.М.Голицыну (повторно) об отправке на Аланд 3000 солдат и чтоб об этом «разгласить в Финляндии, что будто вы со всею армиею намерены идти прямо на шведскую сторону и для того покажите воинские препарации, однакож отправленным от себя далее Аланда ходить не велите»[9].
Комментарий.
* Неясное место в журнале. Сведений о занятиях П. рисунком или живописью не сохранилось, скорее всего, в данном случае идет речь о работе на копировальном станке.
** Проект указа написал сам П., затем указ был напечатан и разослан по стране. Призывая подданных открыто доносить, П. ссылается на удачный, по его мнению, пример доноса времен своего прихода к власти. Упоминает он и успешную, с его точки зрения, деятельность фискалов. В этом указе отчетливо проходит мысль П. о том, что доносительство – долг каждого служащего, подданного и христианина, да и просто выгодное занятие: «Ежели кто сумнился о том, что ежели явится, то бедствовать будет, то неистинно, ибо не может никто доказать, которому бы доносителю какое наказание или озлобление было, а милость многим явно показана, а именно: Лариону Елизарьеву, Григорью Силину за донос на [И.Е.]Цыклера и [А.П.]Соковнина, також и Михайлу Фектистову, Дмитрию Мельнову за донос на Щагловитого (Шакловитый Ф.Л. – Е.А.) и прочим им подобным, которые доносили сами, какая великая милость показана, о том всем ведомо, к тому же могут на всяк час видеть, как учинены фискалы, которые непрестанно доносят не точию на подлых, но и на самыя знатныя лица, без всякой боязни, за что получают награждение и тако всякому уже довольно видно, что нет в доношениях никакой опасности, того для, кто истинный христианин и верный слуга своему государю и отечеству, тот без всякого сумнения может явно доносить словесно и письменно о нужных и важных делах самому государю или пришед к двору Е.ц.в. объявить караульному сержанту, что он имеет нужное доношение, а именно о следующем: 1. О каком злом умысле против персоны Е.в. или измены. 2. Возмущение или бунт. 3 о похищении казны, а о прочих делах доносить кому те дела вручены, и как свидетельствует публикованный указ, а писем не подметывать»[10]. При этом все знали, что мало донести, нужно донос «довести», т.е. доказать справедливость обвинения в замысле о тяжких преступлениях, доказать, пройдя через пытки, в том числе и на дыбе, на которую (в случае «запирательств» обвиняемого или неясности с обстоятельствами доноса) мог угодить и сам доносчик. Подр. см.: Анисимов Е.В. Дыба и кнут. С. 147-220. И.И.Голиков за февраль 1715 г. цитирует другой указ, призывающий подданных донести «в пресечение мздоимства и притеснений» со стороны посланных во все губернии «перепищиков, наборщиков и сборщиков <…> и в те их бытности были ль кому обиды, и брали ль какия взятки, и буде были обиды, от кого и кому, то, сколько кто каких взятков и за что дал и о том бы, не опасаясь на себя в том какого истязания и гнева, подавали явки и оные немедленно прислать в Сенат», укрыватели же и преступники при обнаружении будут наказаны «раззорением движимых и недвижимых их имений»[11].
[1]ПЖПВ. 1715 г. С. 48.
[2]Голиков. ДПВ. 6. С. 19; КПБ. 78. Л. 30-31.
[3]Голиков. ДПВ. 6. С. 292
[4]КПБ. 78. Л. 32.
[5]РГАДА. Ф. 9-2. Оп. 2. Ч. 1.Д. 32. Л. 144-146; ЗА. 1. С. 363-364; ПСЗ. V. № 2877. С. 137-138.
[6]КПБ. 78. Л. 35.
[7]РГАДА. Ф. 9. Оп. 1. Кн. 9. Л. 4 об.; КПБ. 78. Л. 37; Собрание писем. 1. С. 303-304.
[8]МИРФ. 1. С. 590.
[9]МИРФ. 1. С. 590.
[10]ЗА. I.С. 363-364; ПСЗ. V. № 2877. С. 137-138; КПБ. 78. Л. 33-34.
[11]Голиков. ДПВ. 6. С. 18.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.