• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

01/12.09.1714, ср., День св. Марфы Каппадокийской. Тезоиментство царицы Марфы Матвеевны. П. на флоте.




1.09.1714
1.09.1714
Вебер Фридрих-Христиан (Weber Friedrich Christian) (ок. 1690-х - 1739), ганноверский резидент, автор записок , Би Якоб (Деби, Bie Jacob de) (1681 - после 1720), де, барон, голландский дипломат , Голиков И.И., историк , Горохов Иван Иванович (ум. ок. 1720), в начальных людях, «на Саратове», но явно, что не воевода (1700), 58 дв., записан как офицер к переселению на Котлин (1712); капитан гвардии, асессор Следственной канцелярии С.А.Салтыкова (1715), был назначен в посольство в Турцию, но указ отменен (1718), выполнял административные поручения; упомянут среди написанных на житье и в строение в СПб (07.12.1720) (Источн.: РГАДА.Ф.350. Оп. 3. Д. 1. Л. 207; Базарова. «Для престережения интересов…». С. 85-86; Захаров. Боярские списки (Дата обращения 21.04. 2021); ПСЗ. Т. 5. С. 393; ДПС. 2-2. С. 107)., Деляп Джон (Delapp John), капитан-поручик, Ден Джон (Ян), капитан флота, автор записок , Епатко А.Ю., историк , Бекович-Черкасский Александр (Черкасский А.Б., до принятия православия Девлет-Гирей-мурза) (до 1688 – лето 1717), кабардинский князь, в Преображенском полку в солдатах (с 1705), послан учиться в Голландию (1707 – 1708), капитан-поручик Преображенского полка, руководитель похода в Хиву (1716 – 1717), пропал безвестно. Источн.: Андреев. Юность князя)


 

П. на «Св. Екатерине», шторм усилился (к утру «жесток стал»), были нанесены повреждения кораблям, в том числе на «Св. Екатерине» бушприт в двух местах «надломило об воду», и если бы шторм не стал стихать, были готовы рубить мачты, «ибо валы стали на бок валиться и опасно было, дабы корабли под воду нырять не стали», но с 3-х часов пополудни шторм стал уменьшаться[1]. П. поехал на шлюпке, что была на корабле «Cв. Гавриил», на берег к галерам и оставил указ капитану М.П.Гослеру, как только шторм утихнет, идти к Березовым островам[2]*. Но потом П. вернулся на «Св. Екатерину» и на ней пошел в Кроншлот.

Якоб де Би писал 09.09: «Е.ц.в. во время нынешнего плавания своего был застигнут бурей и даже находился в большой опасности так, что на корабле его готовились бросать за борт пушки и срубить мачты, но однако буря утихла и все бедствие ограничилось потерей бушприта»[3].

Письма и бумаги П.: указ о комплектовании адмиралтейского батальона[4].

Разные письма и бумаги: А.Б.Черкасский – П. из Астрахани о перевороте в Хиве и о разведке путей в Средней Азии[5]

Комментарий.

* Ф.Х.Вебер - со слов офицеров - писал, что П. «подвергся великой опасности во время страшной бури, каковая грозила ему погибелью. Он пересел на маленькое судно, несмотря на все мольбы, и отвечал: «Вы не верите в судьбу». Царь прошел четыре лье вдоль берега в самый разгар шторма среди непроглядной ночной тьмы. Сойдя на сушу, он, как было условлено, зажег огонь, указавший на то, что он уже в безопасности»[6]. Джон Ден писал, что П. на берег острова Бьёрке (Березовый – Е.А.) взялся доставить отважный поручик Джон Деляп, за что был награжден 100 рублями[7]. Этот эпизод был героизирован жизнеописателями П. Так, И.И.Голиков, ссылаясь на многих авторов, сообщает, что «Ирой сей, видя неминуемое почти разбитие корабля своего и отчаянную робость всех, бывших на нем, решился сесть в шлюпку и, выехав на землю, показать огнем флоту близость оной. Ужаснулись от предприятия такого все бывшие на корабле, и, забывши собственную опасность, пали к ногам его и молили со слезами не вдаваться в толь явную смерть, но он, пребыв в намерении своем непреклонен, сел в оную с одними гребцами и управляя рулем, пробивался в тме сквозь страшные валы, возносившие оную на огромныя свои вершины и низвергавшие в бездну, и, преодолев всю свирепость разъяренного моря и самую, можно сказать, смерть, прибыв на берег Березовых островов, отстоявших от места, с коего он пустился, на две морския мили, тотчас разложил великий огонь и дал тем ведать бедствующему флоту и отчаянным о его жизни подданным о себе»[8]. Кажется, что смысла разводить огонь на островах не было никакого, корабли стояли на якорях и не терпели бедствие, и к тому же П. отправился на берег, когда шторм стал стихать. Этот смысл более точно объясняет Ф.Х.Вебер – с целью известить флот, что царь благополучно добрался до берега. Кажется, что причина этого рискованного плаванья одна - П. в ситуации, когда было неясно, продолжится ли шторм или нет, решил спасать собственную жизнь, как он это делал не раз раньше. Подр. эту ситуацию излагает, в щадящем для П. смысле, А.Ю.Епатко, писавший, что П. не нарушил морской устав, запрещавший капитанам, под страхом смерти, покидать корабль, на том основании, что П. был контр-адмиралом, а не командиром корабля, несшим ответственность за корабль и экипаж. Это объяснение кажется весьма сомнительным[9].

 


[1]ПЖПВ. 1714 г. С. 45.

[2]МИГО. 3. С. 48-49; ПЖПВ. 1714 г. С. 127; ГСВ. 1. С. 426.

[3] МИРФ. 1. С. 564.

[4] МИРФ. 3. С. 70.

[5] ПБП. 14-1. С.816.

[6]Ф.Х.Вебер. Преображення Россия. С. 40.

[7] Ден. История. С. 55.

[8] Голиков. ДПВ. 5. С. 252-253.

[9]Епатко. «…И царь съехал на берег». С. 200.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.