• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

20.06.1714, вс. П. сошел на берег, «ночевал дома».




20.06.1714
20.06.1714
Апраксин Федор Матвеевич (27.11.1661 – 10.11.1728), стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693), двинской воевода и губернатор Архангельска (22.08.1694-20.02.1698), поручик Семеновского полка (1694), полковник (1696), адмиралтеец, судья Адмиралтейского приказа (18.02.1700), адмирал и президент Адмиралтейств (08.03.1707), генерал-адмирал, действительный тайный советник (май 1709), генерал-губернатор Азова (май 1709 или 06.02.1710 - 1719), граф (вместе с П.М.Апраксиным)(1709), (06.02.1710 – 1719), боярин (1713?), под следствием (1714), сенатор (с 1717), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718);президент Адмиралтейств-коллегии (1717), губернатор Ревеля (1719), член Верховного тайного совета (1726), в отставке (с 1727). Жена Домна Богдановна (рожд. Хрущова), (ум. 1702) (Источн.: собств. информ.; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); Барсуков. С. 66)., Екатерина Алексеевна (Скавронская Марта, Крузе Марта, Трубачева, Катерина, Катерина Васильевская, Васильефская, Катерина-сама-третья, Матка, царица, Государыня), царица, императрица Екатерина I. , Долгоруков Василий Владимирович, князь (янв. 1667 – 11.07.1746), стольник (1685), сержант Преображенского полка (1700) (По другим данным был в 1695 г. прапорщиком Семеновского полка, поручик (1696), сопровождал П. в Архангельск (1702), капитан Преображенского полка (1706) (по другим данным майор в 1705 г.), командир 5-ой роты этого полка (1707-1713), усмирял восстание К.Булавина (1708), подполковник Преображенского полка (09.12.1709), его командир (1709), генерал-майор (1709), генерал-лейтенант (1711), кавалер ордена Андрея Первозванного (19.04.1711), начальник розыскной канцелярии, расследовал «Провиантское дело» (с 1714), отстранен (1715), арестован на делу царевича Алексея, лишен чинов и наград, сослан (1718), помилован (07.05.1724), полковник (23.12.1724), генерал-майор (1725), генерал-аншеф (1726), отправлен командовать Низовым корпусом (14.02.1726 -1728), генерал-фельдмаршал (24.02.1728), член Верховного тайного совета (1728), сенатор (04.03.1730), в опале и тюрьме (с 23.12.1731-1741), освобожден (01.12.1741), генерал-фельдмаршал, президент Военной коллегии (15.12.1741). Жены: 1-ая Мария Федоровна (рожд. кн. Куракина);2-ая с 1696 г. Анна Ивановна (рожд. Злобина); 3-я Анна Петровна (рожд. Шереметева) (ум. 1720 г.), метресса Софья Иванова (Источ.: собств. информ.; Серов, Федоров. Дела и судьбы. С. 78-90; Анисимов. Документы о роли). , Головин Иван Михайлович (господин Бас, Бас)(1672 или 1680 - 1737 или 1738), стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693); комнатный стольник, военно-морская учеба в Венеции (1701), полковник, командир полка (до 1709), бригадир (1709), генерал-майор (1712), командир отряда галер при Гангуте (1714),обер-сарваер (1717), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718), командир галерного флота (1721), член Вышнего суда, адмирал (1732), мл. брат А.М.Головина; жена Марья Богдановна (рожд. Богданова). , Девьер Антон Мануйлович (Виер, Девиэр, Devier, De Viera, Antonio Manuel de Viera) (1682-24/06/1745), в России с 1697 г., ротмистр, майор (1708), генерал-адъютант (1711), строил морской порт в Ревеле (1715), генерал-полицмейстер СПб (27.05.1718-1727 и 1744-1745), генерал-майор (21.05.1725), граф, генерал-лейтенант (1726), опала и ссылка (с 1727), начальних Охотского порта (1739), освобожден (1741), вернулся в СПб (1743), генерал-аншеф (1744), отставка (апрель 1745). Жена с июня 1712) Анна Даниловна (рожд. Меншикова), сестра А.Д.Меншикова., Шелтинга Вейбрант (Шелтинг, Шельтинг, Wybrand Scheltinga), капитан-командор , Мышлаевский А.З., историк , Ден Джон (Ян), капитан флота, автор записок , Барш Яков Савич, капитан-поручик, Сморжевская-Смирнова М.А., историк, Янис З., историк


 

П. сошел на берег, «ночевал дома», был в городе у обедни, кушал дома, «был на горе в новопостроенных хоромах», с ним Екатерина и кн. В.Вл.Долгоруков[1]. Флот Ф.М.Апраксина двинулся от Гельсингфорса, но встал из-за противного ветра у Гельсингфорсского устья[2].   

Письма и бумаги П.: 1-4. Указы: А.М.Девьеру о распределении бригантин к кораблям и о свозе экипажей на берег[3]; И.М.Головину о распределении по кораблям скамповей для своза на берег экипажей[4]; Вейбранту Шелтинге письмо о том же[5]; указания о вычете за медикаменты в аптеку[6]; 5. Линия баталии флота, написанная рукой П.[7]

Комментарий. 

*  Думаю, что здесь Джен Ден ошибается: «Арондаль» сел на мель 18.06, во время первой попытки настичь шведские корабли. Саму по себе эту попытку нагнать шведский флот нужно признать исключительной по важности – русский флот уже не жался, как прежде, к Кроншлоту, а предпринял решительные действия. Отказ продолжать погоню объяснялся тем, что к шведам могли подойти другие корабли, и П. не хотел рисковать, что вызвало даже роптание в среде моряков[8]. Но нужно учесть и то, что русский флот был молодым, действия разномастных кораблей (многие из которых позже были признаны «неходкими») не были согласованы длительными учениями и эволюциями, поспешно набранные экипажи не были искусны в своем деле, хотя П. постоянно устраивал морякам экзерциции - учения.   

 

 


[1]ПЖПВ. 1714 г. С.114; Сморжевская-Смирнова, Янес. С. 357-362.

[2]МИГО. 3. С. 82-83.

[3]МИГО. 1. Ч. 2. С. 148; КПБ.75. Л. 461.

[4]МИГО. 1. Ч. 2. С. 147-148; КПБ.75. Л. 462, 464.

[5]МИГО. 1. Ч. 2. С. 146-147; КПБ. 75. Л. 462, 465-466.

[6]Мышлаевский. Северная война. С. 421-422.

[7]МИРФ. 1. С. 514-515.

[8]Барш. Юрнал. С. 16.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.