14.10.1723, пн. П. в пути.
Поутру рано П. из Черного поехал вдоль Ладожского озера и приехал к Белому озеру, поехал вдоль канала до села Дубны, тут кушал, а потом поехал назад*. «И как туды едучи, так и назад, осматривал канал, где много худых мест нашлось и кривизн в канале и назад ехав, приехал опять в с. Черное и тут ночевал[1]. П. пожаловал в селе Черном мужику, «у которого сидел ввечеру в избе два червонных»[2].
Разные письма и бумаги: Екатерина Алексеевна – П. о кончине «в воскресение, поутру около девяти часов. И хотя за судки худо говорила, однакож все в памяти была, почитай до самого конца, где ч сама была и приказала архиатеру, чтоб он тело ее разрезал и посмотрил, где по осмотру ево явилось в кишках болезнь Антонова огня и протчия некоторыя», о посылкес письмом 6 бутулок венгерского - «дай Боже во здравие употреблять».[3]
Комментарий
*Миних писал, что утром в Черной Скорняков-Писарев якобы подговорил Л.Блюментроста, который (из-за болезни П.) сопровождал П., уговорить его вернуться и не видеть произведенных ранее работ, но якобы Миних, находившийся в ссоре с Г.Г.Скорняковым-Писаревым, уговорил П. следовать дальше. П. верхом отправился в путь и сказал: «Я поеду даже до Дубны». Он осмотрел произведенные работы, был ими недоволен и якобы говорил Г.Г.Скорнякову-Писареву: «Григорий! Два рода есть проступков: первая, когда кто погрешает от незнания и портит дело, не имея о нем довольно понятия, но хуже то, когда кто не употребляет своих чувств и глаз. К чему сии берега без укрепления и сии излучины? Писарев, стараясь себя извинить, сказал: «Сие сделано по причине холмов». Государь, встав с земли и, посмотря около, говорил Писареву: «Какие здесь холмы? Я ни одного не вижу». Показывая при том тростью положение около лежащих мест, потом сказал: «Ты истинно бездельник». Все думали, что государь будет бить тростью Писарев, и что Писарев сам того желал, дабы получить прощение и избегнуть следствия. Но государь, утоливши свой гнев, приказал арестовать мастеров Гаутера и Литцельрота и учинить следствие над ними, над Писаревым и над майором Алябьевым, который с 1719 года был при делании канала под повелениями Писарева». Потом П. доехал до Дубны, «где изволил кушать и приказа генералу Румянцеву ехать со мною даже до Ладоги и рапортовать обо всем, что я ему буду показывать» (Известия фельдмаршала. С. 151 – 152).
[1] ПЖПВ. 1723 г. С. 29.
[2] Сб. выписок. 2. С. 123.
[3] Петр I в кругу семьи. С. 705 .
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.