16.07.1722 пн. П. в Астрахани
П. в Астрахани, был в Успенском соборе с Екатериной на панихиде по митрополиту Самсонию, строителю храма, потом осматривал ризницу и предметы, в ней хранящиеся, потом поднялся на Пречистенскую колокольню и осматривал с нее окрестности в подзорную трубу[1]. П. был на гостиных дворах в Белом городе, где для него были сделаны покупки[2].
Письма и бумаги П.:Публикация синодального указа о недействительности самовольного страдания[3]. См. 30.04*.
Разные письма и бумаги: 1. Указ сенатский обще с Синодом об обязательной исповеди и о борьбе с расколом[4]**;2. 3. Сенатский указ в дополнение указа 22.04.1722 о записи в цехи[5]***.
Комментарий.
* Несомненно, указ о запрете добровольного страдания вызван делом старообрядца В.С.Левина, отдавшего себя в руки властей с тем, чтобы пострадать за веру. Встревоженный такой «инициативой» П. однозначно выразился, что в России – православной стране, за веру страдать нет необходимости. В реальности же шла речь о признании служения государству высшей добродетелью, основой не только социального успеха, но «главным инструментом христианского спасения. В текстах петровского времени неоднократно утверждалось, что служа отечеству, спастись можно скорее, чем в молитвенном затворничестве». Это было не просто благопожелание. Речь идет о запрете в рамках т.н. «дисциплинарной революции» (термин, понравившийся В.М.Живову после работы Филиппа Горского, но, в сущности, дублировавший давно известный термин - «полицейское государство") искать неинституциированные новым режимом способы и пути к спасению.[6]
** Этим указом подтверждалось, что запись старообрядцев в двойной оклад не означает легализации их учения и сделано это «не для того, чтобы они свою раскольническую прелесть рассеивать могли и других учили». Это было одно из многочисленных постановлений, направленных против любых форм распространения старообрядческой веры и «публичного оказательства» раскола. Запрещались все общественные богослужения, строго преследовалось хранение дониконовских книг. Категорически запрещалась передача основ старообрядческой веры другим лицам, в том числе - внутри семьи. За «совращение» хотя бы одного человека в старообрядчество «совративший» рассматривался как расколоучитель»[7].
*** Указ этот, вероятно, был следствием упомянутого И.И.Голиковым именного указа П. о порядке записи в цехи и предписания без согласия господ не записывать в цехи крепостных мастеровых[8].
[1] Марков. Астрахань. С. 61.
[2] Сб. выписки. 2. С. 112.
[3] ПСЗ. VI. № 4053. С. 742-746.
[4] ПСЗ. VI. № 4052. С. 737-742.
[5] ПСЗ. VI. № 4054. С. 746.
[6] Живов. Дисциплинарная революция. С. 327-352.
[7] Покровский. Антифеодальный протест. С. 38.
[8] Голиков. ДПВ. 9. С. 139.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.