27.01.1694, сб. П. в Преображенском и Кремле.
В Кремле, в Вознесенский монастыре у заупокойной литургии был царь Иван, вечером П. приехал из Преображенского в Кремль, отправился в церковь «прилюдно», затем в Вознесенский монастырь и «изволил быть в том монастыре у гроба матери своей»[1]*.
Комментарий.
* М.М.Богословский: «Это поведение Петра: и отсутствие на похоронах матери, и одинокий приход на ее могилу, свидетельствует о глубине и искренности его горя. Он поступал как пораженный глубокою скорбью искренний человек, которому невыносимо было являться на людях в официальной церемонии и который желал остаться с своим горем наедине, не считаясь притом ни с какими требованиями этикета. Так же одиноко по вечерам, как бы украдкою, посещал он могилу матери и впоследствии, 1 и 13 февраля, отсутствуя на официальных заупокойных богослужениях по ней в девятый день – 3 февраля, в двадцатый – 13 февраля и в сороковой – 10 марта»[2]. Естественно, что этот психологический этюд историка не основан на источниках – все зависит от оценки автором личности П. Не забудем, что уже 28.01 П. был на пиру у Ф.Я.Лефорта и следом началась череда попоек с участием П., правда, без привычной пальбы и музыки[3]. Если отсутствие П. в момент кончины и похорон матери остается необъяснимым, то быстрый выход из скорбного состояния сам П. объясняет в письме Ф.М.Апраксину от 29.01, делая упор на волю Бога: «Федор Матвеевич. Беду свою и последнюю печаль глухо объявляю, о которой подробно писать рука моя не может, купно же и сердце. Обаче вспоминая апостола Павла, «яко не скорбети о таковых» и Ездры, «еже не возвратити день, иже мимо иде», сия вся, елико возможно, аще и выше ума и живота моего (о чем и сам подлинно ведал), еще поелику возможно, разсуждаю, яко всемогущему Богу и вся по воле своего творящу (так угодно). Аминь»[4]. Отметим лишь быстроту смены настроений П., которую П. обосновывает предопределенностью судьбы человека волей Бога, что облегчает страдания и позволяет быстро обратиться к привычной жизни и ее проблемам. Поэтому в том же письме Ф.М.Апраксину П. пишет: «По сих, яко Ной, от беды мало отдохнув, и о невозвратном оставя, о живом пишу»[5]. И в дальнейшем эту мысль П. часто приводил в утешение своим сподвижникам, горевавшим о понесенных утратах.
[1] ДР. IV. Стб. 861.
[2] Богословский. Петр. 1. С. 161-162.
[3] Гордон. Дневник. 1690-1695 гг. С. 245.
[4] ПБП. 1. № 21. С. 18-19.
[5] ПБП. 1. № 21. С. 18-19.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.