24.04.1713, пт. П. в СПб, заседал в Сенате
П. в СПб, заседал в Сенате, слушал доношение Л.С.Чирикова в 11 пунктах о содержании армии, жаловании и пр. и дал соответствующие указания («указал по именному своему В.г. указу учинить»)[1]. Слушал он, вероятно, и другие дела*. Возможно, что перед отъездом П. работал с Г.И.Головкиным, который 13.05 писал из СПб П.П.Шафирову, П.А.Толстому и М.Б.Шереметеву, что «Его царское величествоте ваши писма изволил слушать»[2]**.
Письма и бумаги П.:1. Указ именной, объявленный из Сената (по докладу Л.С.Чирикова), о жаловании генералам, о числе денщиков, о караулах у генералов, об отставных, о докторах и пр. в армии, о содержании положенных на С.Петербургскую губернию полков[3]; 2. Объявленный из Сената указ об утверждении завещания боярина кн. М.Я.Черкасского[4]; 3. Указ о наказании кнутом крестьян царя Арчила за ослушание помещику[5]; 4. Указ о ефимочном сборе в Риге и снабжении рублями гарнизона, получен 25.05 в Москве[6]; 5. Указ о переписи новопоселенных сел и деревень в Киевской и Азовской губерниях[7]; 6. Указ о свободной продаже хлеба в Архангельске[8]; 7. Объявленный из Сената указ о невступлении фискалов в челобитчиковы дела[9]; 8-13. Именные указы: о мундире гвардейских полков[10]; о наборе плотников 1000 чел. и направлении их в СПб[11]; объявленный из Сената, о производстве медных денег, о печатях, о поташе, о вывозе хлеба; о жаловании и расходовании денег в губерниях, о реформе органов местного управления (а именно, о создании института ландратов и их взаимоотношениях с губернаторами), о наказании «преступников и повредителей государственного интереса с вымыслу, кроме простоты какой»[12]***; о переписи в СПб лошадей и налоге по гривне с лошади[13]; о назначении в Ригу губернатором кн. П.А.Голицына[14]; 14-15. А.Я.Нестерову письмо с распоряжением прибыть с фискальскими делами в сентябре, «понеже тогда свободное время по компании будет для управления»[15]; резолюция на его записке о том же: «Когда улучу время, выслушаю. Аднакож, и выслушав, ныне делать за наступающую кампанию неколи, но лутче сам к сентебрю или к октебрю отсрочить: в ту пору время свободное и других дел до зимы немного будет, лутче могу не точию выслушать, но и решить»[16]; 16. Н.А.Сенявину письмо с предписанием отправиться в ледовую разведку[17]; 17. Вейбранту Шелтинге письмо с указом о возвращении кораблей его команды к гавани[18]; 18. Указ о частичном запрете вывоза хлеба за границу из-за недорода[19]; 19. Указ о назначении М.А.Косого (Андреева) проверить финансовую деятельность Московской таможни и Ратуши[20]
Разные письма и бумаги:1. Сенатский указ о порядке взыскания штрафов с помещиков, не подающих истцу сказок[21]; 2. Ф.С.Салтыков - П. из Лондона о получении указа от 10.03 о приискании кораблей, чтоб «отдавать мне их под фрахты до зимы»[22].
Комментарий .
* Типичная манера П. - перед походом или дальней поездкой он пытался «разгрести» накопившиеся государственные дела, чем и объясняется столь значительное число указов, принятых в этот день.
** По этим и другим источникам видна другая черта поведения П.: он, возможно, работая на станке, заслушивал пространные письма дипломатов, челобитные и сообщения прессы и диктовал свои решения, которые записывали А.В.Макаров и подьячие-секретари (в частности В.В.Степанов или И.Ю.Юрьев). Как писал В.В.Степанов П.П.Шафирову, «Ваше, государь, разсуждение Е.ц.в. изволили все (как мне сказывал господин [И.Ю.] Юрьев) слушать и за благо принять»[23].
*** Д.А.Редин относит указ к 28.04[24]. Создание института ландратов – администраторов среднего звена и советников губернаторов, несомненно, было навеяно П. теми порядками, которые он видел за границей, но в особенности в Лифляндии и Эстляндии[25]. И хотя в указе не было сказано о порядке назначения ландратов, но известно, что ландраты рекрутировались из местного дворянства посредством выборов. По мысли П., институт ландратов должен был стать органом, который может ограничить безмерную власть губернатора благодаря коллегиальности решения дел. При этом, утверждал П., губернатор будет «у них не яко властитель, но яко президент. И иметь оному только два голоса, а протчим по одному, и никакова дела без оных не делать». Из-под власти губернаторов выводился и суд – ландрихтеры были подчинены непосредственно Сенату. Затея с ландратами, созданием при губернаторе коллегии, в конечном счете, провалилась. Кончилось это тем, что в 1715 г. ландратами стали называть подчиненных губернатору мелких администраторов - начальников «долей», на которые были разбиты некогда большие уезды[26].
Указ 24.04 также усиливал борьбу власти со злоупотреблениями в государственном аппарате. В нем обобщалась совокупность преступников - «повредителей интересоф государственных с вымыслу, кроме простоты какой». Их надлежало «без всякия пощады казнить смертью, деревни и животы брать. А ежели хто пощадит, тот сам тою казнью кажнен будет»[27]. Несомненно, столь жесткий указ был следствием недовольства П. работой государственных органов. В этом указе П. впервые разделяет преступления на «государственные» и «партикулярные». Первые – наиболее важные – карались по предписанному выше порядку, а вторые предложено судить согласно прежнему законодательству, «на старых штрафах». Новый указ П. был, скорее, декларацией, чем законом, и в таком виде он демонстрирует правовую беспомощность П. Законодатель не конкретизирует понятие «государственные интересы», как и понятие «повредитель интересов государственных» (хотя при этом предписывает Сенату, что «надобно изъяснить именно интересы государственныя для вырасумления людем»), при этом одинаково угрожает таким преступникам смертной казнью и конфискацией имущества. В сущности, этим приемом создавалась юридическая база для массовых репрессий, однако их при П. не было и эффект указа оказался крайне невысок.
[1]ДПС. 3-1. С. 229.
[2]ПКШ. 1. С. 261.
[3]ПСЗ. V. № 2671. С. 25-26.
[4]ПСЗ. V. № 2667. С. 24; ДПС. 3-1. С. 230-233.
[5]ДПС. 3-1. С. 227; ПСЗ. V. № 2672. С 26-27.
[6]ДПС. 3-2. С. 567.
[7]ДПС. 3-2. С. 644.
[8]ДПС. 3-2. С. 910.
[9]ПСЗ. V. № 2669. С. 24-25; ДПС. 3-1. С. 226.
[10]ДПС. 3-1. С. 235.
[11]ДПС. 3-1. С. 435-436.
[12]ПБП. 13-1. № 5963. С. 130-131; ЗА. 1. С. 38, 206; ПСЗ. V. № 2673. С. 27.
[13]ДПС. 3-1. Стб. 226-227, 435; ПСЗ. V. № 2689. С. 44; № 2672. С. 26-27.
[14]ДПС. 3-1. С. 235; Серов. Администраторы. С. 263, 265.
[15]ПБП. 13-1. № 5961. С. 130.
[16]ПБП. 13-1. № 5962. С. 130.
[17]ПБП. 13-1. № 5964. С. 132.
[18]ПБП. 13-1. № 5965. С. 132.
[19] ДПС. 3-2. Стб. 473.
[20] Серов. Руководители фискальской службы.
[21]ПСЗ. V. № 2670. С. 25.
[22]МИРФ. 1. С. 360.
[23]ПКШ. 1. С. 262.
[24]Редин. Сибирские ландраты. С. 182; Ментальное государство. С. 64-70 (Редин Д.А.).
[25]Клочков. Население. С. 318-319.
[26]Богословский. Исследования по истории местного управления. С. 95-97; Редин. Сибирские ландраты. С. 182-191; Редин. Ландратура Санкт-Петербургской губернии.
[27]ПБП. 13-1. № 5963. С. 130-131.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.