02.09.1723, пн. П. в СПб.
П. в СПб, в Летнем доме, был со всем машкарадом у Г.И.Головкина на загородном дворе на Каменном острове[1]. «Ходили все в машкарате весь день»[2]. Описание с деталями: в 3-м часу пополудни съезд масок у «Четырех фрегатов», затем на гребных судах поехали на Каменный остров Головкина, там были устроены наметы, гуляли там по дорожкам до 9-го часу, потом на судах вышли в Неву и поехали до дома А.Д.Меншикова, распущены по домам в 12-м часу»[3]. В саду Г.И.Головкина в 9 часов П. бил в барабан отступление, в тот день узнали о смерти кн. Д.К.Кантемира «от сухотки»[4]. Кампредон пишет, что П. «забавлялся тем, что ходил с музыкой за полотняным солнцем, каковым наряжен был человек, лиуо коего, просунутое в отверстие по самой средине солнца, изображало лицо этого светила. Царь три раза обошел вокруг сада, ударяя в барабан, а когда он подошел к павильону царицы, его, как бы невзначай, остановил один придворный шут, наряженный кардиналом, который с высоты лестницы, на которую он взобрался, произнес хвалебную речь в честь Их ц.в. Мне говорили, что речь эта была столь же остроумна, как и смешна. В это время приехал персидский посланник, царь перестал смеяться, усадил этого министра в палатке и несколько времени разговаривал с ним о том и о другом. Общество разъехалось в 11 часов при блеске иллюминации»[5]
Письма и бумаги П.: 1. Указ (передан через А.М.Девьера) о замене постойной повинности в СПб денежным сбором с обывателей[6]; 2. Указ Синоду через Федосия о наборе в школы детей духовенства[7].
Разные письма и бумаги: протокол Адмиралтейской коллегии: «слушав Е.и.в. указа из канцелярии Правительствующего Сената, согласно приговорили: взнесть в Сенат доношение, в котором написать, что <…> коллегия и присутствующих контор служители могут ли получать от дел какие доходы, без повреждения Е.в. интересов и без народной тягости, и каким образом, и от каких дел, и почему порознь, и будут ли теми доходами они довольны без жалованья, или хотя некоторою частию из определенного жалованья с убавкою»[8]. Вопрос остался открытым*.
Комментарий.
* После смерти П. власти просто вернулись к допетровской практике «самообеспечения» чиновников. В 1727 г. в Верховном тайном совете, при обсуждении вопроса о сокращении расходов было сказано, что чиновники как в прежние времена «без нужды могут довольствоваться акцыденцией», которая понималась как «от дел позволенные доходы». Это и было утверждено указом 20.03.1727 – он предписывал чиновникам «довольствоваться от дел», а чтобы «в делах государственных какова повреждения, а челобитчикам напрасных волокит не происходило, в том за ними смотреть судьям таким же образом, как тогда (т.е. во времена приказов - Е.А.) смотрели»[9].
[1] ПЖПВ. 1723 г. С. 21, 37.
[2] ПЖПВ. 1723 г. С. 36.
[3] Берхгольц. Дневник. 2. С. 180.
[4] Берхгольц. Дневник. 2. С. 139.
[5] РИО. 49. С. 382-383.
[6] РИО. 11. С. 521; КПБ. 104. Л. 18.
[7] ЗА. 2-3. С. 422.
[8] МИРФ. 4. С. 582.
[9] РИО. 55. С. 304-305; ПСЗ. VII. № 5039. С. 764-765.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.