29.06.1723, сб., Праздник апостолов Петра и Павла, Тезоименитство П. П. в СПб.
(«Торжество со всенощным пением, а молебное пение бывает в навечерии»[1]).
П. в СПб, был на литургии у Троицы[2]. После литургии палили пушки, П. переехал на Адмиралтейскую сторону, гвардия и армейские полки (всего 9) стояли на Царицыном лугу, салютовали из ружей, потом с музыкой двинулась[3]. Возможно, что П., как обычно, шел впереди преображенцев. В 5 часов по сигналу пушки знатные персоны собрались в Летнем саду. Все буеры пошли к Адмиралтейству, «где император при пушечной пальбе с адмиралтейских валов окончательно устраивал киль у своего большого вновь строящегося корабля» (корабль 1-го ранга во 100 пушек, позже названный «Петр Первый м Второй)[4]). Всем присутствующим было поднесено по стакану вина. Герцог Карл-Фридрих разговаривал с П. и Екатериной. Накануне пришло известие, что сословия Швеции утвердили за герцогом Карлом-Фридрихом титул Королевского высочества, и императорская семья этому радовалась. В Летнем саду, пишет Ф.В.Берхгольц, «я с удивлением смотрел на иностранных корабельщиков (которые могут свободно являться на все празднества, назначаемые в саду, где имеют и свой особый стол): они сидели с императором, который поместился между ними, в своих шапках и шляпах на головах и толковали с ним без всяких церемоний, потому что Е.в. с такими людьми обходится очень милостиво и с большим удовольствием пускается с ними в разговоры о мореплавании и торговле»[5]. Жак Кампредон подтвержал: «Передавая это известие (о провозглашении герцога Карла-Фридриха Королевским высочеством – Е.А.), царь выражал большую радость и обнимал и целовал герцога. Толковали даже, будто наследие шведского престола утверждено за герцогом [Карлом-Фридрихом], но я знаю, что эти слухи преждевременны»[6].
Согласно журналу 1723 г. П. и Екатерина слушали обедню в Троице, «перед обеднею изволил идти в строю», пушечная и ружейная стрельба на Красном лугу гвардейцев «поставленных в баталион в карии». По полудни в 7-м часу П. был в Кофейном доме, а оттуда гулял на буерах по Неве, был в Адмиралтействе при закладке корабля, потом в Летнем доме и саду, фейерверк «против сада на судах» [7]
Письма и бумаги П.: 1-2. «Изустные указы»: Феодосий объявил, что П., будучи 29.06 в Троицком соборе, указал»: дом Рязанского архиерея, «который был доныне денежным окладом не определен, определить против прочих архиерейских епархий[8]; вице-президенты Синода Феофан и Феодосий «объявили словесно именной Е.и.в. указ их преосвяществу в Летнем Е.в. доме июня 29-го дня сего года сказанной, чтобы обретающиеся в Санкт-Петербурге римского исповедания жители, для исправления церковных нужд, пасторов требовали токмо из францужан, а не иной нации людей»[9]; 3. Резолюция П. на челобитную бургомистра Павла Арколео об упорядочении счетного дела и создания форм отчетности («Нужное»)[10]; 4. Указ о перемещении Павла Арколео во вторые члены Ревизион-коллегии[11].
[1] Реестр. Стб. CXCIX.
[2] ПЖПВ. 1723 г. С. 17, 35.
[3] Берхгольц. Дневник. 2. С. 96.
[4] МИРФ. 2. С. 701.
[5] Берхгольц. Дневник. 2. С. 96-97.
[6] РИО. 49. С. 354.
[7] Филиппов-12. С. 19.
[8] КПБ. 103. Л. 573.
[9] ПСПВПИ. 3. С. 230; ПСЗ. № 4867. С. 167; ОДДСС. 3. Стб. 444-445; КПБ. 103. Л. 575.
[10] КПБ. 103. Л. 576-579.
[11] Голиков. ДПВ. 9. С. 498.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.