07/17.09.1697, вт. П. в Амстердаме.
Великие послы были в Амстердаме и «гуляли в огороде, которой огород называется Гортус Медикус или огород лекарственный, тот огород строится всем Амстердамом». Его описание: «…в том же садовом дому, в анбаре, стоят многие скляницы и сулейки и стаканы, а в них в спиртусе морские дивы, во всяком судне особо – змии, каркодилы, саламандры и иные многие», в том саду Н.К.Витсен и другие гостей «потчивали <…> в ествах и питии со всяким доволством»[1]. С ними был, вероятно, сам П. Возможно, что именно здесь Н.К.Витсен и познакомил П. с Фредериком Рюйшем*.Возможно, что П. был в Анатомическом театре в башне Ваг. Впоследствии П. часто бывал у Фредерика Рюйша, хотел брать у него уроки хирургии (а возможно и брал). В книге расходов Великого посольства сказано, что «дохтуру [Фредерику] Рюйшу, который казал анатомию» сделан подарок соболями[2]**.
Комментарий.
*О визите П. к Рюйшу можно заключить из записи П. в книге посетителей анатомического и зоологического музея Фредерика Рюйша. Запись П. следующая: «Я, нижеименованной в прилучении езды видения Евьропы вящею частию был здесь, в Амстрадаме, ради предних мне потреп искуства, потом же, проходя смотрения вещей, меж которыми яко не последнея сия искуства анатомии госпосина Рюйса видел и по обычею сего дому подписал моею рукою. Петр. Александр Меньшиков»). Неясен вопрос о дне царем посещения собрания Рюйша. Эта запись, скорее всего, сделана кем-то из сопровождающих царя, но подпись П. кажется подлинной, как и стоящая ниже подпись А.Д.Меншикова. Запись недатирована, но ниже сделана запись рукой Ф.А.Головина датированная 13 февраля 1698 г. Иначе говоря, либо П. был у Рюйша до 13.02.1698 (неясен стиль), либо П. был вместе с Головиным и еще 22 участниками посольства, оставившими свои подписи в том же журнале ниже записи Головина. Любопытно, что свою запись Головин, наглядевшись на экспонаты коллекции Рюйша заканчивает эмоциональным восклицанием: «Ах, жизнь человека бедного, кроме разумения, увы, ничто имеет вечного».[3]. См.: Кочегаров. Естественнонаучные интересы Петра. С. 290-303.
**П. был поражен анатомической коллекцией Фредерика Рюйша и, по преданию, будто бы поцеловал одно из его произведений - трупик младенца, который выглядел «как живой» и даже улыбался. Потом он несколько раз бывал у Фредерика Рюйша, подружился с ним, иногда оставался обедать, бывал на его лекциях по анатомии, сопутствовал Фредерику Рюйшу в обходах больных в больнице Святого Петра, стараясь избежать толпы зевак. Для него прорубили проход из соседнего с госпиталем русского посольского дома. С Фредериком Рюйшем он советовался насчет хирургов, которых хотел пригласить в Россию. О любви П. к анатомии и особом значении анатомических театров в культуре того времени см. ст. А.Радзюн, не лишенную ошибок[4].
П., возможно, встречался с И.К.Блоком – художником по вырезанию фигур из бумаги (вероятно, силуэтов). Он удачно вырезал портрет П., и тот вписал в его альбом свое имя. Познакомился П. и с механиками Ван-Гейденами (точнее с Ван-Хейденами), отцом и сыном. Он «просиживал целыми часами на их фабрике, следя за работой механиков, активно приглашал их в Россию»[5]. Думаю, что к художнику и изобретателю Яну Ван-Хайдену царя влекли его выдающиеся изобретания в области пожаротушения и уличного освещения[6].
[1] ПДС. 8. Стб. 925-926.
[2] Богословский. Петр I. 2. С. 174; сводка лит-ры: Гузевич и Гузевич. Великое посольство. С. 203-204.
[3] Беккер Б. Русские посетители. С. 93 – 94. Благодарю К.А.Кочегарова за представление сборника, в котором находится эта статья. См. Гузевич и Гузевич. Великое посольство. С. 203, 504.
[4] Radzun. Zur Geschichte der Anatomie und der anatomischen Theater. S.194-200; Петр I и Голландия. С. 26, 92.
[5] Схетельма. Петр Великий. 165. С. 211-212.
[6] Петр I и Голландия. С. 170.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.