• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

19/30.04.1711, чт. П. и Екатерина в Яворове.




19.04.1711
19.04.1711
Меншиков Александр Данилович (06.11.1673 – 12.11.1729) граф (с 1702), князь Священной Римской империи (с 1705), светлейший князь Священной Римской империи, князь Российского царства, князь Ижорский, светлость (с. 1707), генерал от кавалерии (с 1705), генерал-фельдмаршал (1709), генералиссимус (с 1727), капитан флота (с 1707), шаутбенахт (с 1716), вице-адмирал (с 1721), адмирал (с 1727), генерал-губернатор Санкт-Петербурга (с 1703), президент Военной коллегии (1719-1724, 1726-1727). , Алексей Петрович, царевич (18.02.1690 – 26.06.1718), старший сын П. и царицы Евдокии Федоровны, наследник престола (отрекся 03.02.1718). Казнен или умер от пыток в Петропавловской крепости. Жена с 14.10.1711 Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская (21.08.1694 – 21.10.1715) , Карл XII (Король Шведской, Швед, Свицкий король, Karl XII), король, Екатерина Алексеевна (Скавронская Марта, Крузе Марта, Трубачева, Катерина, Катерина Васильевская, Васильефская, Катерина-сама-третья, Матка, царица, Государыня), царица, императрица Екатерина I. , Долгоруков Григорий Федорович князь, (07.10.1657 – 15.08.1723), стольник (1676), комн. стольник (1693), капитан Преображенского полка (упом. 1695), посол в Польше (с 1700), при армии (1708 – 1709), посол в Польше (1709 – 1712), действительный тайный советник (1711), при армии (1713), посол в Польше (1715 – 1721), сенатор (1721). Жена - Мария Ивановна (рожд. Голицына), ум. после 1741), отец Алексея, Ивана, Сергея и Александры , Август II Сильный (August II der Starke, польск. August II Mocny, лит. Augustas II) (12.05.1670-01.02.1733), курфюрст Саксонский Фридрих Август I Веттин (Friedrich August I Wettin) (с 1694), король Польский (1697-1706; 1709-1733), Шарлотта-Кристина-София (Шарлотта, Charlotte Christine Sopie von Braunschweig-Wolfenbüttel), кронпринцесса, супруга царевича Алексея , Иосиф (Josehh I), наследный кронпринц Империи, будущий австрийский император Иосиф I, Потоцкий Юзеф-Станислав (Potocki Józef), воевода Киевский, гетман Великий коронный , Урбих Иоганн Христофор (Urbich Johann Christof von ), фон, барон, дипломат , Волконский Григорий Cеменович, князь, стольник, воевода Боровска (1700 – 1702), «полковник у драгун», генерал-майор (1711 – 1721), есть вероятность путаницы с другими кн. Григориями Волконскими. , Шлейниц Ганс-Христофор (Schleinitz), барон, дипломат , Сенявская Елизавета-Елена (Синявская, Sieniawska Elzbieta Helena) (1669 – 1729), жена А.Н.Сенявского (с 1687) , Видеман Иван (Видман), генерал, Голицын Михаил Михайлович Старший, князь, генерал-лейтенант, брат кн. Д.М.Голицына


П. и Екатерина в Яворове, П. кушал у посла кн. Г.Ф.Долгорукова, там присутствовал королевич Константин и польские сенаторы[1]. П. в Яворове ожидал приезда короля Августа II, следовавшего через Пруссию. П. тут получил сообщение о смерти императора Иосифа I от оспы, тогда же получена весть от кн. М.М.Голицына, который разбил поляков - сторонников Карла XII во главе с Ю.С.Потоцким. Получены письма от балканских христиан, которые «непрестанно писали», что турки «немалый страх имеют» из-за скверных предзнаменований при выходе войск из Константинополя – буря изорвала их главное знамя. В Яворово приехала Е.Е.Сенявская, жена гетмана[2].

Письма и бумаги П.: трактат, заключенный в Яворове, о браке царевича Алексея с Шарлоттой-Христиной-Софией, принцессой Брауншвейг-Люнебургской[3]* .

Разные письма и бумаги: кн. М.М.Голицын – А.Д.Меншикову из Богуславля, сообщает, что «по указу Ц.в. обретаюсь в партии с двумя бригады кн. Волконского (Г.С. – Е.А.) и Видмановой (Иван Видеман – Е.А.) <…>. И сими числы прибыл к Богуславлю <…>. Да мне же указом Е.ц.в. предложено и велено устроить магазины у Буга близ Бреславля, а провиант до того магазина велено сбирать на всю армию, такожде волы и лошади здешней Украины с изменничьих мест»[4].

Комментарий.

* В ПСЗ трактат датирова ошибочно. Следует отнести его к 29.04/10.05. 1711. (см.) Трактат был подготовлен И.Х.Урбихом и Г.Х.Шлейницем в Эйзенахе, а П. внес в него поправки: вычеркнул сумму приданого (20 тыс. талеров), а в главе, где говорилось, что царевич будет жить с принцессой в «мирном благословенном супружестве и царствовании (Regierung)», П. вычеркнул слово «царствование»,что кажется весьма существенным, имея ввиду сомнения П. относительно достоинств сына[5]. После этого П. подписал договор и его отослали в Вольфенбюттель.

 

 


[1] ПЖПВ. 1711 г. С. 8, 104; ГСВ. 1. С. 171.

[2] ПЖПВ. 1711 г. С. 8; ГСВ. 1. С. 171, 368.

[3] ПСЗ. IV. № 2354. С. 669-673.

[4] Война с Турциею. С. 329.

[5] Герье. Кронпринцесса. С. 49; Долгова. Брачный союз. С. 60-63.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.