• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конец февраля 1711 г. Переписка.




15.02.1711
28.02.1711


Письма и бумаги П.: 1-2. Грамоты: мурзам и народу Кубанской и Ногайской орды о нарушении турками мира, приглашение к союзу с расчетом, что «больше вам вольностей и свободы позволим, нежели вы имели под турскою областию»; мурзам и народу Крымской орды, Буджакской орды о том же[1]*.

Комментарий.

* В.А.Артамонов, оценивая масштабы идеологической подготовки войны с Османской империей и планы завоеваний, замечает: «Наступательный размах русского стратегического плана не уступал шведскому. В отличие от XVII в. кругозор русского правительства охватывал все антиосманские силы от Италии и Балкан до Кавказа. Если в походах 1687-1689, 1695-1696 гг. был приобретен опыт наступательной войны по днепровскому (на Перекоп) и донскому (на Азов) направлениям, то царь-реформатор, опережая XIX в., планировал вести войну одновременно на Балканском, Крымском театрах военных действий. К переходу в русское подданство призывались Ногайская, Буджакская, Кубанская и Крымская орды. «Под высокодержавную руку» собирались привести весь Северный Кавказ – Черкессию, Кабарду, племена чеченцев, мичкисов,  кумыков. В отличие от Порты, не предпринявшей попыток поднять мусульман Поволжья, правительство Петра I призвало на помощь всех православных и католических христиан Балканского полуострова». Прутский поход ставил задачу более широкую и амбициозную, чем опережение турецкого наступления на Украину. Недаром искали проводников «которые бы знали путь за Днепр до Дуная и далее»[2]. Наряду с фиксацией этих необычайно амбициозных планов, которые вызвали за рубежами России опасения, что она намерена создать «Ориентальное цесарство» (православную греко-византийскую империю), В.А.Артамонов отмечал, что войну с Турцией Россия начала при этом без союзников, не сумев даже оживить прежнюю антитурецкую «Священную лигу»[3]. В связи с этим примечательны наблюдения А.М.Панченко о влиянии иллиризма и славянской идеи на концепции П.[4]. О "константинопольских мечтаниях П. см.: Аваков. Константинопольские мечты Петра. С. 86-110. 

 


[1] ПБП. 11-1. № 4282. С. 95-96; № 4283, 4284. С. 96-97.

[2] Артамонов. Русская армия и Петр. С. 27.

[3] Артамонов. Россия и Речь Посполитая. С. 68, 73, 80-81.

[4]  Панченко. Петр I и славянская идея. С. 146-152.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.