• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

05.10.1704, чт. П. предположительно плыл по Неве из Шлиссельбурга в СПб.




5.10.1704
5.10.1704
Брюс Яков Виллимович (James Daniel Bruce) (01.05.1669 – 19.04.1735), из выезжих иностранцев (шотландец королевской крови), в потешных (1683), прапорщик Преображенского полка (1687), капитан инженерной службы (1695), позже полковник, генерал-майор (1700), губернатор В.Новгород (1700-1702?), командующий артиллерией и начальник Артиллерийской канцелярией (Канцелярия артилерных дел)(до 1726), генерал-фельдцехмейстер (фактически с 1704, назначен в 1711), генерал-лейтенант (с 03.08.1711), кавалер ордена Андрея Первозванного за участие в Полтавском сражении (1709), начальник Монетной канцелярии (с 1706), сенатор и президент Мануфактур-коллегии (1717), президент Берг-коллегии (1719), руководитель делегации на Аландском когрессе и в Ништадте, где подписал трактат о мире (1718-1721), граф (18.01.1721), член Вышнего суда (1723-1724), в отставке с чином генерал-фельдмаршала (1726). Жена Мария (Марфа) Андреевна (рожд. Маргарет Мантейфель), мл. брат Р.В.Брюса. (Источн.: собств. информ.; РГАДА. Ф. 286. Оп. 1. Д. 14. Л. 46; РГАДА. Ф. 18, 1715 г. кн. 31. Л. 1-2 об.)., Гюйссен Генрих (Гизен, Huissen или Hüyssen), барон, фон. см. также Гизен Генрих , Соловьев Никифор, курьер


П. предположительно плыл по Неве из Шлиссельбурга в СПб. Корабли стояли за противным ветром в устье, прибыл Никифор Соловьев с письмом[1]*.

Комментарий .

* В источниках есть противоречия. Согласно ГСВ, П. прибыл из Олонца с «со оными фрегатами и шнавами в Петербурх вместе» 05.10, осмотрел место и заложил Адмиралтейскую верфь, потом, «побыв немного», отправился сухим путем в Нарву, куда прибыл 12.10[2]. Однако ПЖПВ рисует другую картину, отраженную в хронологии ниже. Согласно журналу, корабли, после плавания, затянувшегося из-за противного ветра, пришли в СПб намного позже – 17.10 [3]. Выводы и предположения. Первое. То, что П. приехал в СПб не 05.10 и не 17.10, а 06.10 – факт несомненный, подтвержаемый письмом П. от 09.10. Я.В.Брюсу, которого он извещал: «А мы сюда приехали в пятницу после полудня, то есть октября в 6 день». Второе. Автор ПЖПВ вел журнал, вероятно, на том корабле, который был в составе эскадры, шедшей из Олонца следом за прибывшей 04.10 к Шлиссельбургу шнявой П. «Мункер», и, эта эскадра, вероятно, отстала во время плавания по Ладоге и Неве из-за противных ветров, пришла к Шлиссельбургу только 11.10. Третье. П., шедший впереди эскадры, сумел, вероятно, пройти к СПб на «Мункере» раньше начала противных западных ветров или корабль шел значительную часть пути на гребле. Во всяком случае, запись ГСВ ошибочна в отношении даты (05.10) прибытия всей эскадры, вышедшей от Олонца.      

 

 


[1] ПЖПВ. 1704 г., С.7.

[2] ГСВ. 1. С. 116, 250; Гизен. Журнал. 1. С. 469.

[3] Ср.: ГВС. 1. С. 116 и ПЖПВ. 1704 г. С. 7-9.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.