• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

После 10/21.09.1712. П. в Грайфсвальде.




10.09.1712
30.09.1712
Санкт-Петербург; также: Питербурх. Санкт- Петер-Бурх. Питер, СПб, Правобережье Днепра (Правобережная Украина, Правобережье) , Польша (Полское государство, Полская земля, Речь Посполитая, Республика) , Россия, Российское государство , Рига (нем. Riege, ныне - латыш. Rīga.Латвия), г. , Митава (Митоу, нем. Mitau, ныне – латыш. Jelgava. Латвия), г. , Курляндия (Курляндское и Семигальское герцогство) , Померания , Турция (Турецкая Порта, Турское государство, Турская земля, Османская империя, Блистательная Порта, Турки, Порта Оттоманская, Порта) , Эльбинг (Елбинг, Эльбинк, Eнем, нем. Elbing, ныне - польск. Elbląg. Польша), г. , Ревель (Колывань, нем. и шведск. Reval, ныне – эст. Tallinn. Эстония), г. , Лифляндия (Лифлянды) , Грайфсвальд (Грибсвальд, Грибсалд, Грибсальд, нем. Greifswalde. Германия), г., Малая Россия (Малороссия) см. Украина, Левобережье Днепра , Бреслав (Бреславль, нем. - Breslau, ныне – польск. Wrocław, Польша), г.


 

П. в Грайфсвальде.

Письма и бумаги П.: 1. Манифест к населению Померании о неукоснительном соблюдении русскими войсками порядка и дисциплины[1]; 2. Августу II грамота о принятии в аудиенции посланного от короля Михаила Пузыни с подтверждением прежних договоренностей[2]*.

Комментарий.

*  15.09 Михаилу Пузыне, «по учиненном решении от Е.ц.в.», был дан письменный ответ по поводу пребывания русских войск в Польше, о передаче Эльбинга Польше. Вновь, как и в феврале 1711 г. в переговорах с Марцианом Воловичем, Ригу и Лифляндию было обещано вернуть «по окончанию счастливой войны с общими неприятелями <…> Королевского величества и Речи Посполитой»[3], хотя в реальности П. не собирался этого делать. Как сказано выше, еще в 1710 г. он принудил горожан Риги и лифляндское дворянство (равно как Ревель и эстляндское дворянство) присягнуть России, причем это была не временная, а рассчитанная на будущее мера – лифляндцы и эстлянцы (бюргеры, купцы и дворяне) признавались подданными России, могли служить в русской армии (бывшие шведские военнослужащие), а купцы торговать в СПб и других городах не как иностранцы, а как подданные царя. Иной была ситуация в Курляндии. Отправив герцогиню Анну Иоанновну в Митаву, П. упрочил свое влияние в этом герцогстве, пограничном с Лифляндией и формально принадлежавшем Речи Посполитой на вассальных правах, но при этом писал, что войска там находятся в незначительном количестве и временно, пока есть угроза вторжения шведов с моря, а «в протчем Е.ц.в. в Курляндию никаким образом не интересуетца». Иначе обстояло дело с Правобережьем Украины. Под давлением неблагоприятных обстоятельств (в первую очередь из-за ультиматума Турции) пришлось расстаться с этими частями Украины (польские воеводства Браславское и Киевское), вернуть их Польше, предварительно принудительно эвакуировав (точнее - согнав) на Левобережье местное казачье население, хотя в ответах Михаилу Пузыне лукаво было сказано, что «людей ис тех воеводств никого Е.ц.в. брать не указывал. Но, может быть, иныя взяты от татар при наступлении в те краи в прошлом году. А иныя, убоясь того, перешли самоволно в Украину»[4]. 

 

 


[1]ПБП. 12-2. № 5517. С. 119.

[2]ПБП. 12-2. № 5518. С. 119-120.

[3]ПБП. 12-2. С. 386.

[4]ПБП. 12-2. С. 386-387.Подр. см.: Крикун. Згiн населения. С. 42 - 88.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.