• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

24.02.1720, ср. П. был на Лахте и в Лисьем Носу, приехал в СПб.




24.02.1720
24.02.1720
Феофан (Прокопович Елисей, Феофан Псковский), епископ Псковский, Макаров (Макарьев) Алексей Васильевич (1674-1740), подьячий Новгородского приказа (1695), Ижорской канцелярии (1703-1704), подьячий Походной канцелярии Петра (с 1704), Его величества секретарь (1710), кабинет-секретарь (1711), вел переписку царя, ведал его личным хозяйством, тайный кабинет-секретарь (1722), генерал-майор (1725), тайный советник (1726), благодаря своему положению стал крупным землевладельцем, мануфактуристом, президент Мануфактур-коллегии (1727-1731), постоянно под следствием до смерти. Жена Феодосия Ивановна (рожд. Топильская)( Источн.: собств. информ.; Захаров А.В. Макаров Алексей Васильевич // Большая российская энциклопедия. Т. 18. М.. 2011. С. 505; Павленко Н.И. Птенцы. С.233-308) , Серов Д.О., историк , Анисимов Е.В., историк, Воскресенский Н.А., историк , Федоров А.В., историк , Антоний (в миру Андрей Иерофеич) (1674 – 19.04.1726), игумен (с 1703), архимандрит (с 15.08.1705) Златоустовского монастыря в Москве, судья Тиунской палаты (Приказа церковных дел), борец с расколом. , Вольтер (Voltaire) Аруэ Мари Франсуа как историк , Седов П.В., историк, Агеева О.Г., историк , Башнин Н.Ю., историк, Генрих VIII, английский король, Шамина И.Н., историк, Соколова Н.В., историк, Черкасова М.С., историк, Белкин А.И., историк


П. был на Лахте и в Лисьем Носу, приехал в СПб[1].

Письма и бумаги П.: 1. Указ Сенату, «понеже вчерась от вас я слышал, что проект о Духовной колегии слушан» и подписан архиереями, представить проект на утверждение[2]*; 2. Из указа Сената архимандриту Златоустовского монастыря Антонию известно, что П. «именным указом повелел для подписания Регламента Духовной коллегии архиереям прибыть в Москву «к 1-му мая 1720 года»[3]; 3. Приложение к должности обер-секретаря («К обыкновенной должности обер-секретаря сие прилагаетца дабы в Сенате все было делано порядочно и суетных разговоров, крику и протчего не было, но чинили б по сему…». О рассмотрении дел и записи мнения: «А ежели кто из членов Сената сего чинить не будет, то секретарю, все покинув, итить тотчас и объявить нам, кто так будет чинить, где б мы ни были, а во отлучении нашем писать имянно кто, что против сего чинить будет, равным же образом доносить нам обор-секретарю и о том, ежели в Сенате, хотя что малое учнитца против указу, данному о их должности 1718 года…»[4]; 4. Ратификация русско-прусского союзного договора[5]; 5. Письмо А.В.Макарова в Сенат о сохранении данного П. названия указа о балатировании чинов – «Образ баллатирования»[6]; 6. Д.О.Серов упоминает именной указ от 24 февраля 1720 г. согласно которому «не подлежали взысканию в казну те частные вознаграждения должностным лицам, которые были получены до издания Закона от 23 декабря 1714 г. (сформировавшем современное понимание взятки) и получение которых не было сопряжено с вымогательством» (Серов, Федоров. Дела и судьбы российских следователей: И.И. Дмитриев-Мамонов). 

Комментарий.

* Скорее всего, именно к этому времени относится резолюция П. на доношение Сената о штате и персональном составе Духовной коллегии, без даты[7]. Ранее, по мнению Н.А.Воскресенского, проект регламента Духовной коллегии был сочинен Феофаном и представлен в феврале П.[8]. Возможно, что речь идет о Трактате о синодальном управлении церковью в Ветхом и Новом завете (не датирован)[9]. К этому времени относится также (без даты) сочинение «Разногласие нынешния церкве греческия от евангелико-лютерской»[10]. Материалы о создании регламента Духовной коллегии см.: ЗА. 2-3. С. 349-384. 

Проблема отмены патриаршества и создания Синода имеет обширную историографию, при этом среди исследователей нет (да и не будет) единства в оценке церковной реформы. Многие авторы рассматривают ее в контексте модернизации России, стремлении П. усовершенствовать деятельность церкви и эффективность ее служения (в т.ч. в сфере просвещения). Другие главной причиной реформы считают заинтересованность П. в изъятии необходимых государству средств, особенно с началом Северной войны. Третьи отмечают укрепление господства государства над церковью, согласны с мнением Вольтера, писавшего, что П. в отношении церкви вел себя как хозяин, а написанная им присяга членов Синода «сильнее английской присяги» (Акта 1534 г. о супрематии Генриха VIII), что П. диктовал законы Синоду, «он не прикасался к кадилу, но управлял рукой, которая несла его». Правда, и Вольтер считал, что «Петр дал церкви больше, чем отобрал у нее. Он постепенно упорядочил институт духовенства и сделал его более просвещенным». (Вольтер. История Российской империи. С. 183-184). ВXXI веке заметно оживление в обсуждении этого извечного вопроса, высказаны новые точки зрения, сделаны оригинальные наблюдения особенно касательно начальной стадии церковной реформы. См.: Седов П. В. «Все де ныне государево»: традиции и новации в церковной реформе Петра I; Башнин Н.В., Черкасова М. С. Как начиналась церковная реформа Петра I; Шамина И.Н. Практическая реализация первого этапа церковной реформы Петра I; Соколова Н. В. Северная война и церковная реформа Петра; Белкин А.И. К вопросу о причинах церковной реформы; Анисимов. Петр I Алексеевич // Православная энциклопедия.  С. 701-714; Агеева О.Г. Петр I и реформа Русской церкви .

.

.

 

 

 


[1] ПЖПВ. 1720 г. С. 9.

[2] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 11. Л. 6 ; КПБ. 93. Л. 240; ЗА. 1. С. 81; ЗА. 2-3. С. 339.

[3] ОДДСС. 1. Стб. 42.

[4] КПБ. 93. Л. 241.

[5] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 11. Л.118- об.; КПБ. 93. Л. 242-243.

[6] ЗА. 1. С. 81-82.

[7] ЗА. 2-3. С. 386.

[8] Воскресенский. Петр Великий. С. 167.

[9] ЗА. 2-3. С. 339-346.

[10] ЗА. 2-3. 346-347.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.