• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

22.02.1720, пн. Масленица, начало Сырной недели. П. в СПб.




22.02.1720
22.02.1720
Есипов Г.В., историк, Гагарин Матвей Петрович (Князь Муде), князь (ок. 1659-16.03.1721), руководитель строительства шлюзо, судья Сибирского приказа и Оружейной палаты (с 1706), комендант Москвы (с 1707), губернатор Сибири (1711-1719)вгубернатор , Ушаков Андрей Иванович, генерал , Дмитриев-Мамонов (Мамонов, Дмитреев) Иван Ильич Старший (10.12.1680 – 24.05.1730), стольник, поручик Семеновского полка (1700), служил со старшим братом Иваном Ильичем (погиб 1702), следователь по рекрутским делам в Вологде (1713), майор гвардии, начальник следственной канцелярии своего имени (также известна как Сибирская) (с 09.12.1717), судья Вышнего суда (1723-1726), генерал-майор, командовал гвардейской бригадой в Персидском походе (1722), начальник Канцелярии кронштадтского следствия (с 1723), морганатический супруг царевны Прасковьи Иоанновны (с 1724), лейтенант кавалергардов, в дальнейшем генерал-аншеф (1730); 1-ая жена Авдотья Степановна, урожд. Плещеева (ум. до 1722), Владиславич-Рагузинский Савва Лукич (Sava Vladislavic), предприниматель, дипломат, Девьер Антон Мануйлович (Виер, Девиэр, Devier, De Viera), генерал-полицмейстер, Андросов С.О., историк , Александр (Алексей Пахомов) (ум. 1720), архимандрит Александро-Свирского монастыря (1717 – 1719), расстрижен, пытан, казнен (колесован) (23.02.1720), Буржуа Николя (Буржов, Николай, Тома, Франция, великан, Большой мужик, Bourgeois Th. ), Сибилев Иван Лукьянович, подьячий Поместного приказа пожалован в дьяки (02.03.1710), числился в списках (1711, 1713) (Источн.: Захаров. Боярские списки. Дата обращения 30.04.2021)., Климонов Иван Петрович (Климонтов), дьяк , Фридрих-Вильгельм I, кронпринц, король Пруссии


П. в СПб, был на свадьбе «великана француза Николая [Буржуа] на финке»[1]*. П. был в Розыскной канцелярии И.И.Дмитриева-Мамонова, ведшей дело кн. М.П.Гагарина,

Письма и бумаги П.: 1. А.И.Ушакову указ («на четвертушке серой бумаги») об отправлении  раскольничьего дьякона Александра «в Нижний и там казнить за его воровство, что мимо выборного старца воровски учинил»[2]; 2. Резолюция на доклад А.М.Девьера, который запрашивает об отводе по берегам Фонтанной речки под загородные дворы («Определю сам»); на вопрос, можно ли по сторонам дома строить дощатые сараи и конюшни («Строить только назади рубленое, а дощатое, ежели назади не уместитца, то от того деревяного строения мочно загнуть скабою по сторонам, аднако ж не более трети двора длины, а что менши, то лутче»)[3]; 3. С.Л.Владиславичу-Рагузинскому письмо в Венецию о получении его письма от 30.10.1719, выражает радость по случаю освобождения статуи «Венуса» из-под ареста и о скорейшей доставке ее в Россию[4]**. 4. Указ именной о пожаловании Ивана Сибилева отписными дворами И.П.Климонова[5]; 5. Указ о выработке инструкции для процедуры баллотирования[6]***; 6. Указ-резолюция в Тайной канцелярии на докладной выписке о наказании не признавшихся в преступлениях по делу кн. М.П.Гагарина, «ложным присягателям... вместо (отсечения – Е.А.) пальцов ноздри вырезывать»[7]; 7. Думаю, что тогда же П. утвердил приговор Алексею Пахомову (архимандриту Александру): «Колесовать»[8].

Комментарий.

* П., женив великана-француза Николя Буржуа (его скелет хранится в Кунсткамере) на гигантской финке, вероятно проводил своеобразный эксперимент по «выведению» породы высоких людей. В принципе, легенда эта не лишена оснований, учитывая любовь П. к экспериментальной науке и солдатам высокого роста, которых он собирал и сдавал в аренду прусскому королю Фридриху-Вильгельму I, а тот, как известно, расплачивался с П. Янтарной комнатой.

** Подр. о «приключениях» античной статуи, известной в России как «Венера Таврическая», см.: Андросов C.О. От Петра. С. 97-118.

*** Кажется, что дата указа ошибочна – процедура была прописана в «Образе баллотирования» от 18.02.20.

 

 


[1] ПЖПВ. 1720 г. С. 8, 47; 200-летие Кабинета. С. 113/2, 253.

[2] Есипов. Раскольничьи дела. 1. С. 640; См. ПСЗ. VI. № 3522. С. 132-133.

[3] ПСЗ. VI. № 3530. С. 139-140; КПБ. 93. Л. 216-218.

[4] КПБ. 93. Л. 219; Автографы Петра. С. 89.

[5] РГАДА. 7. 1. 6-1. Л. 79.

[6] ЗА. 2-3. С. 30.

[7] КПБ. 93. Л. 222-223.

[8] Есипов. Тайная канцелярия. С. 267.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.