22.05.1719, пт. П. в СПб.
П. в СПб, был в Адмиралтейской конторе, послал в Сенат поручика П.В.Мурзина за бывшим там А.Д.Меншиковым, и когда тот прибыл, приказал послать курьеров в Ревель, предупредить о возможности прихода шведов[1].*
Письма и бумаги П.: 1. Резолюция на доклад Адмиралтейской коллегии о сплаве леса и распределении дел в коллегии[2]; 2. Капитан-поручику А.П.Апраксину указ о получении его письма 18.05 касательно посылки людей для препровождения прусского министра Альбрехта, получено 24.05 [3]; 3. Ф.М.Апраксин писал кн. М.М.Голицыну, что П. «указал, дабы вы, дав голос, будто для экзерциции с галерным флотом, взяв провианту на 2 1/2 месяца, вышли, конечно, нынешним месяцем» и встали против Гангута, чтобы затем выйти навстречу П. на нескольких галерах. Предписано перекрыть выход к Швеции, чтобы «не могли шведы о состоянии нашем иметь никакого известия», искать лоцманов для движения к шведским берегам[4]; 4. Ф.М.Апраксин писал А.П.Апраксину, что его письмо и письмо капитана Джона Дена, присланные через Николая Велико-Гагина, он принял и Ц.в. доносил, и П. «изволил милостиво принять <…>. Корабль «Лансдоу» Ц.в. указал от вас взять и вооружить с трубами»[5]; 5. Ф.М.Апраксин писал капитану Тенису Трану об указе П. вооружить «Лансдоу» и фрегат «Св. Илию» «с трубами, как и прежде были», для чего послан в Ревель поручик Новицкий; о переназначении на корабли капитанов. Все это сделать без замедления, «понеже именно Е.ц.в. о сем накрепко приказал»[6]; 6. Указ о ведении Морского госпиталя Л.Л.Блюментростом и размерах жалования докторам и прочим[7]; 7. Указ Адмиралтейской коллегии о нормах расхода леса на корабли и о запасе лесоматериалов для кораблестроения[8].
Разные письма и бумаги: роспись Г.П.Чернышева кораблям флота в СПб и Ревеле[9].
Комментарий.
*Этот день в литературе по истории Староладожского канала упорно считается началом строительства, хотя Петр побывал на строительстве канала лишь 13-14 октября этого года. Найти истоки этого мифа мне не удалось, но он вполне сформировался в анономном сочинении «Исторический очерк Ладожских каналов» (1866 г.). На стр. 2 сказано: «22 мая 1719 г., по совершении молебствия, близ г. Новая Ладога Петр Великий своеручно открыл работы канала и, наполнив три раза тачку землею, отвез ее в сторону». В сноске читаем: «Лопата государева хранится в домике Петра I, в селе Дубно, где стоит и ботик, в котором государь ездил по кювету канала, осматривая работы». В краеведческой литературе и в Сети эта «дата» повторяется бесконечное число раз с «расширениями», вроде такого: «… после чего обратился к рабочим: «А теперь вы, ребята, потрудитесь. Не все же мне» и т.д. и т.п. Ни о каком домике Петра в близлежащем с.Дубно (Дубня, Дубенская слобода) и хранившихся там артефактах неизвестно. Непонятно также, как это можно ехать на ботике «по кювету канала».
[1] ПЗМ. С. 310-311.
[2] КПБ. 90. Л. 340-341.
[3] РГАДА. Ф. 1451. Оп. 1. Д. 16. Л. 57; МИРФ. 2. С. 367; КПБ. 90. Л. 342.
[4] МИРФ. 2. С. 364.
[5] МИРФ. 2. С. 364.
[6] МИРФ. 2. С. 364-365.
[7] МИРФ. 4. С. 385-386.
[8] ЗА. 1. С. 71-72; Автографы Петра. С. 80..
[9] МИРФ. 2. С. 365-367.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.