31.10.1710, вт. П. в СПб.
П. в СПб, был маршалком на свадьбе Анны Иоанновны и Фридриха-Вильгельма. Свадьба происходила в доме А.Д.Меншикова, новобрачных венчал Феодосий в полотняной церкви, поставленной в хоромах А.Д.Меншикова, вечером был фейерверк[1]. Обстоятельства венчания описаны Расмусом Эребо[2].
Около 9 часов утра П., как обер-маршал, в сопровождении подмаршалов и оркестра отправился от своего дома через Неву к Прасковье Федоровне за невестой. П. был в алом платье с собольими отворотами, «опоясан серебряной бахромчатой портупеей с серебряной шпагой, при ордене Св. Андрея на голубой ленте, в белом парике на голове, однако без шляпы, а в руке он держал большой маршальский жезл с длинной кистью из богатых золотых и серебряных переплетенных лент». П. встретился с царицей Прасковьей Федоровной, через полчаса сошли к судам. Впереди шел П., нес жезл, потом невеста (Анна Иоанновна), ее сестры и мать (Екатерина, Прасковья Иоанновны, царица Прасковья Федоровна) сели в шлюпки. П. отправился в резиденцию герцога Курляндского Фридриха-Вильгельма, где собрались посланники, знатные господа и офицеры. Музыканты шли впереди, за ними П. с жезлом и свита, П. встретил герцог Фридрих-Вильгельм и повел его в большой зал. «…Откушав поданных сластей и холодных блюд», П. вернулся к баркам с невестой и все поплыли вниз ко дворцу [А.Д.]Меншикова. Там П. шел сбоку от герцога Фридриха-Вильгельма в качестве посаженного отца. Их сопровождал А.Д.Меншиков. Невесту вели Ф.М.Апраксин и Г.И.Головкин, все вошли во двор под звуки музыки, там рота преображенцев взяла на караул. Далее, Феодосий совершил обряд венчания на русском и латинском языках[3], венцы держали А.Д.Меншиков и морской капитан[4]*, затем перешли в пиршественный зал. П. вел жениха и невесту к балдахину и как обер-маршал угощал гостей, он ходил вокруг столов, сам, стоя, провозглашал тосты за здоровье, «находился в добром расположении духа», а подмаршалы подносили гостям стаканы с вином. Звучали «тостовые» залпы орудий с «Лизеты» и пушек у дворца. Сидели за столом до 2 часов ночи, потом были танцы. Около 2 часов П. сопроводил молодоженов в спальню, где был стол со сластями. П. с несколькими знатными гостями и дамами сели за него и выпили по несколько стаканов вина, но через четверть часа поднялись и вышли. Затем П. повел в спальню разоблачившегося герцога, а невесту вела царица Прасковья Федоровна[5]. Согласно Юсту Юлю, после трапезы начались танцы, П. и шаферы танцевали с молодой и др. Танцы продолжались до 11 часов ночи[6].
Ж.Н.Моро де Бразе писал, что в это время П. «созывал совет за советом для определения мер», которые нужно предпринять против турок[7].
Комментарий.
* Венец сначала держал П., но потом поручил это квартирмейстеру своей шлюпки, и приказал Феодосию «поскорее кончать»[8]. Эта свадьба примечательна тем, что впервые в России в облачении невесты появляется корона и мантия (Быкова. Регалии. С. 152).
[1] ПЖПВ. 1710 г. С. 23; ГСВ. 1. С. 364; Бантыш-Каменский. Обзор. 3. С. 14; Зелов. Официальные светские праздники. С. 59; Семевский. Царица Прасковья. С. 113-130; Быкова. Церемониалы. С. 79-80, 83. .
[2] Юль. Записки. С. 375.
[3] Юль. Записки. С. 215-216.
[4] Юль. Записки. С. 218.
[5] Точное известие. С. 72-74.
[6] Юль. Записки. С. 219.
[7] Моро де Бразе. Записки. С. 375.
[8] Юль. Записки. С. 218.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.