• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

17.03.1708, ср., День св. Алексея. Тезоименитство царевича Алексея Петровича. П. в Нарве.




17.03.1708
17.03.1708
Алексей Петрович, царевич (18.02.1690 – 26.06.1718), старший сын П. и царицы Евдокии Федоровны, наследник престола (отрекся 03.02.1718). Казнен или умер от пыток в Петропавловской крепости. Жена с 14.10.1711 Шарлотта Кристина София Брауншвейг-Вольфенбюттельская (21.08.1694 – 21.10.1715) , Крюйс Корнелий Иванович (Крейс, Крус, Креус, Cruijs Cornelis, Cruis Cornelius), вице-адмирал, Апраксин Федор Матвеевич (27.11.1661 – 10.11.1728), стольник, пожалован в комнатные стольники (15.01.1693), двинской воевода и губернатор Архангельска (22.08.1694-20.02.1698), поручик Семеновского полка (1694), полковник (1696), адмиралтеец, судья Адмиралтейского приказа (18.02.1700), адмирал и президент Адмиралтейств (08.03.1707), генерал-адмирал, действительный тайный советник (май 1709), генерал-губернатор Азова (май 1709 или 06.02.1710 - 1719), граф (вместе с П.М.Апраксиным)(1709), (06.02.1710 – 1719), боярин (1713?), под следствием (1714), сенатор (с 1717), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718);президент Адмиралтейств-коллегии (1717), губернатор Ревеля (1719), член Верховного тайного совета (1726), в отставке (с 1727). Жена Домна Богдановна (рожд. Хрущова), (ум. 1702) (Источн.: собств. информ.; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); Барсуков. С. 66)., Нарышкин Кирилл Алексеевич (ок. 1670 - 1723), комнатный (ближний) стольник (1684 или 1686), кравчий (27.08.1690), ближний кравчий (с 1691), воевода Пскова (05.11.1697 - 12.03.1699), в Шлиссельбурге (1702-1703), комендант СПб (1703), комендант Пскова и обер-комендант Дерпта (1704 – 1710), под следствием, губернатор СПб (1710 - 1716), губернатор Московской губернии (24.01.1716 – 08.04.1719), подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718), троюродный брат П., сын его двоюродного дяди Алексея Фомича (Источн.: собст. информ.; Захаров. Боярские списки. (Дата обращения 17.06.2021); Барсуков. С. 187; Маршал По. С. 427)., Головкин Гавриил Иванович (Ганка, Гавриил Долговещный), комнатный стольник цврицы Наталии (1676), стольник (1674), комнатный стольник П. (1686) постельничий П. (07.02.1689), участвовал в боярских совещаниях (1700) на службе (1706), в армии (1709 – 1710), «государственный канцлер, тайный советник и кавалер, граф (1711 – 1713) подписал смертный приговор царевичу Алексею (24.06.1718); (Источн.: Захаров. Разрядные повестки; Захаров. Боярские списки (Дата обращения 03.06.2021); Маршал По. С. 400)., Римский-Корсаков (Корсаков) Яков Никитич (20.10.1679-18.01.1734), жилец, Новгородский полк, близок к А.Д.Меншикову, комендант Копорья (1706), ландрихтер Санкт-Петербургской губернии (17.01.1707), ведал Псковом (1708), вице-губернатор Санкт-Петербургской губернии (1711 или 1712), в опале, наказан и сослан (сент. 1715), занимался поставкой корабельного лесам и Казанской губернии. , Рейс Ян (Реза, Рез, Абрахам, Авраам, Rees, Reez van), капитан-командор


П. прибыл в Нарву[1]*.

Письма и бумаги П.: 1. Я.Н.Римскому-Корсакову (через Ф.М.Апраксина) письмо о переводе в его ведение Пскова с городами; 2. К.А.Нарышкину письмо о том же[2].                          

Разные письма и бумаги: царевич Алексей - П. из Преображенского сообщает о получении писем П. из Бешенковичей за 01 и 06.03, докладывает об исполнении поручений П. касательно дворян, которых ранее отпустил в армию, об отправке рекрут и пр.[3].

Комментарий.

* Согласно ПЖПВ 1708 г., П. прибыл в Нарву 23.03 рано утром, «вошел в город сам-третий инкогнито, что никто не сведал и тут в Нарве ночевал»[4]. Возможно, что цитата отражает реальность, но дата в журнале неверна и дальше происходит сбой в датировке: 24.03 вечером П. выезжает из Нарвы в СПб и приезжает туда 27.03[5]. Но в другом ПЖПВ за 1708 г. указана правильная дата: П. прибыл в СПб в субботу 20.03[6]. О прибытии П. и Ф.М.Апраксина 20.03 писал Яну Рейсу К.И.Крюйс[7] и, наконец, ясно об этом говорит подробное письмо Г.И.Головкину от 19.03 (см. ниже).

 


[1] ПБП. 7-1. С. 490-491.

[2] РИО. 11. С. 168. 

[3] Письма царевича Алексея. С. 28.

[4] ПЖПВ. 1708 г. С. 4.

[5] ПЖПВ. 1708 г. С. 4. 491.

[6] ПЖПВ. 1708 г. С. 34.

[7] МИРФ. 1. С. 150.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.